Художественная культура повседневного быта народа: армянское рукодельное искусство – кропотливый труд - RadioVan.fm

Онлайн

Художественная культура повседневного быта народа: армянское рукодельное искусство – кропотливый труд  

2021-05-13 21:29 , Минутка истории, 1282

Художественная культура повседневного быта народа: армянское рукодельное искусство – кропотливый труд

Вышивание и кружевоплетение, традиционные и любимые занятия армянских женщин, были широко распространены во всех областях Армении. Хотя старинные образцы вышивок и кружев не сохранились, но в средневековых источниках и у европейских путешественников имеются ценные сведения о высокохудожественном рукоделии.

Самыми древними образцами являются найденные при раскопках города Ани платье и накидка девочки, вышитые золотыми, серебряными и шелковыми нитками. Богатые коллекции средневековой вышивки хранятся в музее-сокровищнице Эчмиадзина, Матенадаране, в коллекции Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви. Эчмиадзинские и иерусалимские коллекции в основном представляют собой богатый набор церковной вышивки, старейшей из которых является хоругвий XV века. Художественная и историческая ценность армянской народной вышивки заключается в ее широкой тематике, богатстве и разнообразии традиционных мотивов и красочных узоров. Армянское рукодельное искусство, неся характерные черты повседневной жизни, быта и культуры народа, отражает при этом специфику разных регионов страны. Во второй половине XIX века сформировались несколько школ вышивки — Ван-Васпуракан, Барцр-Айк (Высокая Армения), Покр-Айк (Малая Армения), Киликийская Армения, Айрарат, Сюник-Арцах. Каждая из этих школ имела свои особенности рукоделия. Отличия проявлялись в материи основы, качестве ниток, цветовой гамме, орнаменте и технике исполнения вышивки.

Палица (часть богослужебного облачения). XVIII век. Константинополь (?). Шелк, золотые, серебряные и шелковые нити, жемчуг. 27,0 x 27,0. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Особого внимания достойна орнаментика армянской вышивки, которая хотя и очень близка к восточные мотивам, тем не менее своеобразна как отдельными рисунками, так и целыми композициями. В орнаментах вышивки преобладает, в основном, стилизованный и реалистически выполненный растительный и геометрический орнаменты, реже — стилизованно зооморфный (орнитоморфный), менее всего — антропоморфный, причем только в образе стилизованной женской фигуры. Отдельную группу составляет вышивка с бытовыми, портретными и сюжетными узорами, которые получили широкое распространение в начале XX века. Наряду с повсеместно распространенными узорами, существовали сугубо местные орнаменты и композиции, такие как знаменитый ванский «лабиринт».

Армянская вышивка характеризуется разнообразной техникой и видами швов. Швы были как очень известные и широко распространенные, так и чисто местные, имеющие локальное применение. Киликийский город Айнтап славился изысканной сквозной и двухсторонней вышивкой белыми нитками гладью на белой тонкой ткани.

Особый интерес представляет собой и сложный шов, применявшийся мастерицами киликийского города Мараш. Мастерицы хранили искусство секретного движения рабочей нити, придающей вышивке на ткани вид нашитого на ней кружева. Ввиду особой трудности исполнения этот шов большого распространения не получил. Вышитые изделия из Кесарии, Урфы, Ерзнка и других городов, выполненные трудоемкими швами, очень красочны, одинаково тонки и чисты как с лицевой стороны, так и с изнанки.

Своей особенностью выделялся ванский счетный шов (рабочая нитка стягивает нити ткани по горизонтали и вертикали), который был распространен не только в Васпуракане, но и по всей Западной Армении и Киликии.

Одним из художественных приемов являлось шитье золотыми нитками. Ареал распространения золотого шитья в основном ограничивался Западной Арменией, Малой Арменией, Киликией. В дальнейшем эта техника получила распространение и в армянской диаспоре. В средневековой Армении золотым шитьем занимались в городских мастерских-магазинах, женских монастырях, обителях. В крупных городах с высоким уровнем развития ремесел и торговли золотым шитьем занимались мастера-золотошвеи, которые выходили в состав городских цехов, о чем свидетельствует надпись на церковном занавесе 1761 года.

Армянские мастерицы владели техникой изготовления кружев крючком, спицами, челноком нескольких видов, коклюшками, но отдавали предпочтение кружевам, шитым простой швейной иглой. Богатство узоров, разнообразие и самобытность композиции игольного кружева выделяют его среди других видов кружевного искусства. Наилучшими кружевами считались ванские, ереванские, киликийские (Айнтап, Мараш, Урфа), каринские, впоследствии распространившиеся в Шираке и Джавахке.

Кружевная салфетка. Александрополь. Начало XX века. Из книги: Армяне. Москва: Наука, 2012

Кружевоплетение иглой — занятие трудоемкое. На изготовление кружева диаметром в 30–40 см уходило не меньше месяца. Именно поэтому такие изделия ценились очень высоко. Хотя работа и трудоемкая, однако техника армянских кружев проста: шьются одинаковые узелки в ряд, между ними оставляются незначительные просветы, поверх которых протягиваются нитки-петли, и так заполняется весь ряд. В армянских кружевах фон и узор шьются одновременно. При одинаковой технике шитья кружева в каждом регионе Армении имеют свои цветовые сочетания. Различия выявляются в качестве ниток и в орнаментации. Так, ванские кружева изготовлялись из белых хлопчатобумажных, очень тонких катушечных ниток. Там были распространены кружевные скатерти, занавеси, покрывала, салфетки: последние (круглой или овальной формы) составлялись из ряда узоров, образующих пояса.

В Киликии кружевные салфетки, скатерти, покрывала и прочее по орнаменту и технике шитья были похожи на ванские, но несколько массивнее последних, так как шились из более толстых ниток. Каринские шитые кружева в первую очередь были связаны с национальным женским головным убором, обильно украшенным реалистически выполненными мелкими разноцветными кружевными цветками (в виде розочек, лилий, фиалок, колокольчиков, и лр.), бутонами, листьями. Цветы должны были стоять торчком, поэтому их шили плотным швом, при котором ромбовидные клеточки поперечной ниткой делились на треугольники.

Армянским кружевам присущи характерные орнаментально-художественные особенности. Они выделяются особым расположением отдельных мотивов в сложных композициях.

На кружевных изделиях ритмические узоры располагаются концентрическими рядами в виде окружностей, квадратов, эллипсов и т.д., которые создают впечатление бесконечности. Упомянутые выше особенности кружевоплетения наглядно указывают на то, что в армянских кружевах отражаются старинные традиции армянского орнаментального искусства. Наиболее архаичным и любимым мотивом является изображение солнца, состоящее из нескольких изогнутых в виде полумесяца линий, расположенных вихреобразно.

Вышивка и кружево ярче и многограннее других видов декоративного искусства выражали художественную культуру повседневного быта народа. Эти изящные предметы играли не только практическо-прикладную, но и ритуальную роль. Во всех самых значимых событиях хозяйственной, семейно-бытовой и праздничной жизни общины и семьи большое место отводилось вышитым и круженым изделиям (полотенца, салфетки, платки).

В Армении существовали городские и сельские типы вышивки кружева, которые при общих чертах имели и свои особенности, что проявлялось в материале, технике исполнения, орнаментации и ареале применения. Если в сельских местностях они имели кустарный характер и были распространены в быту наряду с другими каждодневными занятиями, то в городах бытовали как кустарные занятия, так и ремесло. Художественное рукоделие имело экономическое значение, создавая возможность дополнительных заработков для женщин, что особенно ярко проявлялось в среде западных и киликийских армян в конце XIX – начале XX века. После геноцида армянские женщины в новых местах жительства в Сирии, Ливане, Египте, Греции и других в первую очередь занялись традиционными ремеслами, используя те навыки и умения, которые они унаследовали от предков. Тысячи тружениц были связаны с посредниками, представителями торговых домов и фирм, которые скупали их продукцию для рынка. Вся продукция шла на европейские и американские рынки, где армянские вышивки и кружева успешно конкурировали с другими подобными работами на рынках Парижа, Лондона и Нью-Йорка.

«Майрик, Анна и Гаяне. Три мои святые Марии с пальцами, исколотыми иголкой, заменявшей тысячи стежков швейной машинки, которой у них не было». «Майрик» (1991, реж. Анри Вернёй)

О высокой роли и большом значении вышивки и кружевоплетения в жизни армян свидетельствует тот факт, что в армянских семьях ценились навыки девушек в рукоделии. Этим обусловлено открытие со второй половины XIX века женских школ, где в качестве обязательного предмета девочки проходили рукоделие, а в конце года свое творчество выставляли напоказ. В этом плане характерно то, что родители, даже не отдавая девочек школьному обучению, тем не менее приучали их к рукоделию: они осваивали эти навыки частным образом у народных мастериц, которые старались передать свои умения юным ученицам.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть