Роль женщины в распространении христианства в Армении: Великие армянские девы-мученицы (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Роль женщины в распространении христианства в Армении: Великие армянские девы-мученицы (часть 1)

2021-05-31 20:55 , Минутка истории, 664

Роль женщины в распространении христианства в Армении: Великие армянские девы-мученицы (часть 1)

В принятии и распространении христианства в Армении если не первую, то точно не последнюю роль сыграли именно женщины. Начиная от побега 37 дев-рипсимеянок, заканчивая приказом царицы Ашхен и сном царевны Хосровидухт, армянки стали главной движущей силой в развитии религиозной мысли и философии во всем мире. Спустя сотни лет Армянская Церковь канонизирует армянок, принявших мученическую смерть во имя Христа, провозгласив их святыми.

Сандухт

Икона святой Сандухт

Первая дева-мученица, погибшая во имя Христа. Ученица апостола Фаддея, в результате проповеди которого принцесса Сандухт, дочь царя-язычника Санатрука, обратилась в христианство. Царь любой ценой пытался вернуть царевну к язычеству, однако его попытки были тщетны. После долгих уговоров разгневанный Санатрук бросил в темницу как апостола Фаддея, так и деву Сандухт и подверг их жестоким наказаниям. По приказу царя они оба приняли мученическую смерть в царской резиденции. Между IV и V веками их останки были найдены вблизи поля Шаваршаван благодаря божественному видению, ниспосланному монаху по имени Кирекос. На месте могилы святой Сандухт в X веке был построен Нарекский монастырь.

Память о первой в мире деве-мученице и об апостоле Фаддее ААЦ празднует в следующую после Вардавара субботу.

Гаянэ и Рипсимэ

Икона святого Григория Просветителя и дев-мучениц Гаянэ и Рипсимэ

Гаянэ, Рипсимэ и еще 35 девушек были послушницами монастыря святого Павла, располагавшегося недалеко от Рима. Император Диоклетиан, узнав о красоте Рипсимэ, захотел взять ее в жены, однако та не подчинилась ему и сохранила верность Христу. Испугавшись насилия, монахини во главе с настоятельницей Гаянэ решились на побег. Сначала в Египет, а оттуда — в Армению.

Царь Трдат III, узнав из письма Диоклетиана о том, что девушки поселились в предместьях армянской столицы, также захотел жениться на Рипсимэ. Получив отказ, он попытался заставить самую старшую из монахинь, Гаянэ, склонить Рипсимэ к согласию. Но Гаянэ еще более укрепила Рипсимэ в сохранении девства и преданности идеалам христианства, и тогда Трдат приказал казнить всех девушек. Девы перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате. И лишь двум из них удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ. К слову, Нунэ больше известна как святая Нина (Нино) — покровительница Грузии.

По преданию, тела убитых дев девять дней лежали незахороненными, но за это время ни одно животное и ни одна птица не приблизились к ним. И в эти дни вышедший из Хор Вирапа Григорий Просветитель первым делом собрал их тела и похоронил дев. Позже на этих местах сначала построят маленькие часовни, а затем воздвигнут одноименные храмы в честь мучениц. Стоят эти церкви по сей день. Это находящиеся на территории святого Эчмиадзина храмы Рипсимэ, Гаянэ и Шогакат. Датой смерти дев считается 301 год.

Церковные праздники в честь святых мучениц-рипсимеянок совершаются в следующий понедельник после Пятидесятницы.

Манэ и Нунэ

Святые Нунэ и Манэ

Святые девы Манэ и Нунэ были из числа дев-рипсимеянок. Тем не менее, им не суждено было стяжать мученический венец. Судьба к ним была более чем благосклонна.

Отделившись от остальных дев, Манэ уходит в гору Сепух и отшельничает там, запершись в пещере. До конца своих дней она живет праведной жизнью, благодаря молитвам и божественным утешением. Согласно преданию, святой Григорий Просветитель также желает отдалиться от общества и провести последние дни своей жизни в уединении. Он приходит в Даранагские горы и выбирает себе в качестве жилища пещеру горы Сепух, где и находится Манэ. Когда он подходит к пещере, то слышит её голос, наставляющий вернуться на место через три дня. Патриарх исполняет желание святой и через три дня возвращается. Он находит Манэ умершей и, читая псалмы, хоронит ее у подножия горы.

В свою очередь Нунэ, освободившись от гонений царя Трдата, направляется в Грузию, в столицу Мцхету, где продолжает жить праведной монашеской жизнью, проповедуя и обращая народ к вере. Слава о целительных способностях Нунэ доходит до царского престола, за что ее приводят ко двору, где она исцеляет больную царицу. Нунэ отказывается от драгоценных подарков и продолжает проповедовать Евангелие, благодаря чему царь Мигран (Мириан) чудом обращается к вере. В результате, по приказу Нунэ к святому Григорию Просветителю и царю Трдату отправляется делегация с просьбой прислать в Грузию священнослужителей для того, чтобы крестить людей, миссионерствовать и оказывать им духовную помощь. Так, святая монахиня Нунэ становится просветительницей Грузии, за что и прозвана «равноапостольной».

Память святых дев отмечается во вторник, следующий за праздником Кафедрального Собора Св. Эчмиадзина.

Заглавная иллюстрация: Страдания Рипсимии и Гаиании. Константинополь. 985 г. Миниатюра Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Рим

Продолжение следует…

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть