Жены и музы: прекрасные женщины, преданно стоявшие рядом со знаменитыми армянскими художниками - RadioVan.fm

Онлайн

Жены и музы: прекрасные женщины, преданно стоявшие рядом со знаменитыми армянскими художниками

2021-06-04 20:13 , Минутка истории, 247

Жены и музы: прекрасные женщины, преданно стоявшие рядом со знаменитыми армянскими художниками

Несправедливо мало мы знаем о прекрасных женщинах, твердо и преданно стоявших рядом со знаменитыми армянскими художниками. Между тем, своему успеху, вдохновению, многие из них обязаны женам. А мы смотрим на их прекрасные портреты, и порой даже не вспоминаем имен. В меру возможностей мы решили восстановить справедливость. Признаемся, сделать это было не так легко: о супругах армянских художников написано не так много.

Минас Аветисян, Гаяне Мамаджанян с сыновьями Арманом (в центре) и Нареком

Минас и Гаяне

Супругу Минаса Аветисяна художницу Гаяне Мамаджанян можно узнавать во многих его работах, таких, как «У зеркала» или «Девушка с платком». Но, пожалуй, лучший ее портрет на картине «Раздумье. Моя семья». Минас создал эту работу после смерти отца. Его место за столом опустело. Мать сидит, предавшись воспоминаниям, сам художник смотрит на свою супругу Гаяне. Спустя пару лет не станет матери, а через пять лет автомобиль собьет и самого художника. Гаяне останется с двумя сыновьями девяти и пяти лет.

Минас Аветисян «Раздумье. Моя семья», 1973г. Музей современного искусства, Ереван

Разница в возрасте между супругами составляла пятнадцать лет. Минас сделал Гаяне предложение в первый же день знакомства, даже не успев толком назвать свое имя.

В одном их своих интервью художница вспоминает, как жених в одно мгновение очаровал ее скептически настроенных родителей. Гаяне Мамаджанян овдовела в тридцать один год. Много раз ей делали предложение выйти замуж, но красавица не могла представляла рядом с собой никого, кроме Минаса.

Мгер и Лусик

Мгер Абегян создал серию работ с аллегорическим изображением Родины-матери. На одних полотнах она совсем юная, изящная, на других — строгая и грозная. Но нетрудно понять, что все эти красавицы написаны с одной женщины. Это — супруга Абегяна Лусик, которую он пережил на несколько лет. Самый знаменитый из портретов Лусик Абегян — Мать-Армения.

“Армения”, центральная часть триптиха, Национальная галерея Армении

Этот образ еще в советские годы по праву считался лучшим изображением Матери Армении и, по нашему скромному мнению, он остается таковым и в наши дни. Картина «Мать Армения» была сильно растиражирована: ее можно было видеть на календарях, блокнотах, дамских сумочках. После смерти жены Мгер Абегян написал ее в последний раз — молодой женщиной на фоне армянского горного пейзажа, впервые озвучив имя супруги в названии картины.

Мгер Абегян. Мать-Армения, 1972г. Национальная Галерея Армении

Мгер Абегян. Памяти Лусик Абегян, 1987г. Национальная Галерея Армении

Вагаршак и Карине

Вагаршак Арамян очень часто писал портреты своей супруги. Художник любил обращаться к мифологии, часто изображал сюрреалистические аллегории. Так вот, на Карине Арамян похожи и Леда, и образ «Метафизического бюста», и «Леонардеска». На картине «Вечер» мы видим ее совсем ее молодой. Жена художника занята вязанием, пока маленькая дочь тянется к разложенным на столе деталям натюрморта. Малышка на этой картине — ныне известный армянский художник Нана Арамян.

Вагаршак Арамян. Вечер, 1978г

Вагаршак Арамян. Карине с ракушками, 1983г

Вагаршак Арамян. Карине, 1993-1995гг

Джиотто и его Диана

Удивительно трогательной парой были художники Геворг Григорян, прозванный «Джиотто», и Диана Уклеба. Они были неразлучны, вместе творили, вместе противостояли многочисленным испытаниям. Диана была выше супруга на голову, что нисколько его не смущало. Большая часть портретов супруги Джиотто подписывал «Моя Диана». О любви армянина к прекрасной грузинке ходили легенды. Диану можно узнать в мадоннах «Джиотто», в многофигурных композициях, а также на двойных портретах супружеской пары. Они прожили в любви много лет. После смерти мужа Диана посвятила себя сохранению его наследия. До своих последних дней она занималась музеем, выступала с рассказами о Геворге Григоряне. Дом-музей Григоряна еще при жизни Дианы был гостеприимным неформальным центром армяно-грузинской дружбы и остается им по сей день.

Портреты Дианы Уклеба разных лет из Национальной галереи Армении

Роберт и Мари

Объяснения в любви своей Музе, супруге Мари, пишет всю жизнь и Роберт Элибекян. Художник называет себя однолюбом. В одном из своих интервью художник упоминал античное и древнеегипетское искусство, в котором существовал только один тип женской красоты. А в элбакяновском искусстве этот тип воплощает Мари Элбакян. Муза и верный друг одного из лучших армянских художников современности, Мари на протяжении долгих лет является первым зрителем работ мужа.

Роберт Элибекян. Женщина в шляпе

Роберт Элибекян. Автопортрет с супругой

Мартирос и Лусик

Конечно, наш рассказ не был бы полным без великого Мартироса Сарьяна и его супруги Лусик Агаян. Мало кто знает, что Маэстро никогда не писал обнаженной натуры. Нет у великого Сарьяна и изображений матери с младенцем. Зато портретов любимой жены предостаточно, в том числе и с сыновьями Саркисом и Газаросом, которых он всегда изображал вместе. С Лусик Агаян мастер познакомился в Тифлисе, в неспокойные годы, когда приехал помогать Ованесу Туманяну, занимавшемуся вопросами беженцев. Мартирос увез юную красавицу к своим родителям в Новый Нахичевань (ныне Ростов-на-Дону), где вскоре родились их дети. Лусик была дочерью учителя Туманяна, писателя Газароса Агаяна. Его именем супруги назвали младшего сына, известного армянского композитора Газароса (Лазаря) Сарьяна. Через год после его рождения, в 1921 году, супруги навсегда переехали в Ереван.

Сарьян восхищался своей супругой и выражал признательность за ее преданность и терпение. Он говорил, что другая женщина не отпустила бы его в Париж на целых два года, закрыв глаза на то, как важна эта поездка для его карьеры. Лусик отпустила, оставшись ненадолго с маленькими детьми.

Мартирос Сарьян. Моя семья, 1929г

Мартирос Сарьян. Портрет Лусик Сарьян, 1941г

Заглавная иллюстрация: Мгер Абегян. Хлеб, 1980г

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть