Первый Католикос Армении: что мы знаем о Святом Григории Просветителе - RadioVan.fm

Онлайн

Первый Католикос Армении: что мы знаем о Святом Григории Просветителе

2021-06-05 20:20 , Минутка истории, 402

Первый Католикос Армении: что мы знаем о Святом Григории Просветителе

Сегодня Армянская Апостольская Церковь сегодня отмечает выход Святого Григория Просветителя из ямы смертников, называемой Хор Вирап, ставшего началом великого обращения армян к вере в 301 году нашей эры.

Святой Григорий Просветитель, первый Католикос Армении. Что мы знаем о нем?

Духовным центром Армянской Церкви стал основанный святым Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III. По преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь.

Эчмиадзинский кафедральный собор, построенный благодаря усилиям Святого Григория Просветителя

На сегодняшний день главный источник, из которого исследователи черпают сведения о жизни святителя Григория — «История Армении» Агафангела (Агатенгелоса), который, как считается, был придворным летописцем царя Трдата III, и, возможно, близким родственником Григория Просветителя.

Памятник Св. Григорию Просветителю в Ватикане

Однако уже Мовсес Хоренаци указывает нам на возможные вариативные источники биографии святого, которые неизвестны современным историкам.

Армянские средневековые историографы полагали, что Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — на это есть указания у Иованнеса Драсханакертци в «Истории Армении». Один из потомков святого Григория — католикос Саак I Великий († 439) носил прозвание Партев (Պարթև) — Парфянин), что может быть прямым указанием на происхождение просветителя Армении.

Святитель Григорий Просветитель, икона XIV в., Греция

Мовсес Хоренаци пишет, что юность Григория прошла в Кесарии Каппадокийской. Он был женат на женщине по имени Мария (в других источниках — Иулитта) и был отцом двоих сыновей. Женщина эта была христианкой и почему-то после всего трех лет семейной жизни удалилась в монастырь вместе с младшим сыном (достигнув совершеннолетия мальчик принял монашество). Хоренаци рассказывает, что супруги расстались по обоюдному желанию. Так же написано, что старший сын Григория Просветителя избрал светский образ жизни.

Агафангел в «Истории Армении» более скуп в описании деталей — семейных и житейских. Созданная им историческая хроника — это своеобразный стиль, в котором сочетается с агиографический и эпический материал. Рассказ о Григории Просветителе Агафангел делит на две части. В первой читатель знакомится с историей армяно-иранских войн. Вторая часть посвящена мученичеству Григория Просветителя, его томлению в яме Хор-Вирапа и гонению на христиан, начатых царем Трдатом. Отдельная глава описывает житие и мученичество римских дев Рипсимии (Рипсиме), Гаиании (Гаяне) и их сподвижниц-христианок и всем известную поучительную историю исцеления свиноголового царя Трдата христианской проповедью.

Вход в темницу Хор Вирапа, в которой Григорий Просветитель находился в заключении 13 лет

Интересно, что в одной из глав истории упоминается совместная поездка царя Трдата и Григория Просветителя в Рим — к императору Константину и их участие в Никейском Соборе. Помимо обращения ко Христу армян, в греческом и арабском версиях жития Григорию Просветителю приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение храмов и церковного аппарата в этих странах.

Страница иллюминированной рукописи «Истории Армении» Агафангела. Изображены: Агафангел, Трдат III и Григорий Просветитель, миниатюра XVI века

Около 314 года Григорий был рукоположен в епископы на Соборе в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Просветитель позаботился о том, чтобы эта должность сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса. Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки епископа Албиана — Албианиды. В IV века на Патриарший престол вступают то Григориды, то Албианиды в зависимости от политической ориентации армянских царей и сирийских Церквей.

К концу жизни Григорий, передав кафедру сыну, стал отшельником в пещерах Мане. Обнаруженные местными пастухами мощи святого разошлись по христианскому миру — вплоть до Греции и Италии. Главная святыня, десница Григория Просветителя, хранится в Эчмиадзине и является официальным символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.

Святой Григорий Просветитель. Византийская мозаика, Паммакаристос (Фетхие Джами) Константинополь. Начало XIV в.

В VI веке Григорий становится общекавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей — Армянской, Грузинской и Албанской — представлена в греческой и арабской версиях жития святого Григория. У Мовсеса Хоренаци и у Лазара Парпеци Григорий именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего Кавказского региона. О том, что святого одинаково почитали и в Армении, и в Грузии, свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими владыками, относящаяся к 604–609 гг. («Книга посланий» и «История» Ухтанеса), где сообщается, что Григорий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». В сирийском тексте жития Григорий представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

Иван Айвазовский «Крещение Армении Григорием Просветителем»

Переработка жития Григория Просветителя в армянскую версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 года. Ее целью было создание уникальной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григория в христианство соседних народов. Его проповедь ограничивается 15 областями Великой Армении.

Заглавная иллюстрация: Григорий Просветитель. Константинополь. 985 г. Миниатюра Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Рим

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть