История одного шедевра: автопортрет Эдварда Мунка «Ночной странник» - когда художник не узнает сам себя - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: автопортрет Эдварда Мунка «Ночной странник» - когда художник не узнает сам себя

2021-07-03 22:18 , История Одного Шедевра, 2549

История одного шедевра: автопортрет Эдварда Мунка «Ночной странник» - когда художник не узнает сам себя

Первый автопортрет Эдвард Мунк написал, когда ему было 19 лет. Последний – незадолго до смерти, когда ему был 81 год. Всего среди работ художника насчитывают 70 живописных автопортретов и больше сотни – в акварелях, рисунках, набросках и гравюрах.

Эдвард Мунк. Автопортрет, 1882г

Чтобы сравнить масштабы, достаточно вспомнить, что самый последовательный и настойчивый автопортретист Рембрандт создал около 90 собственных изображений в разных техниках, автопортретов Фриды Кало (всю жизнь изучавшей себя саму) – больше 50. Дюрер, Ван Дейк, Сезанн, Ван Гог, Пикассо создали много автопортретов, но никто из них – столько, сколько Мунк. Каждый год, иногда недели и месяцы подряд Мунк писал себя – рассматривал и изучал нового человека, пришедшего на смену старому.

Эдвард Мунк. Автопортрет в полосатом свитере, 1944г

Автопортрет 1924 года «Ночной странник» - один из самых жутких. Ни автопортрет после испанки, ни даже автопортрет в аду не производят такого тревожного впечатления. Два самых красноречивых элемента любого портрета, по которым зритель привык узнавать об изображенном человеке, - это глаза и руки.

Эдвард Мунк. Автопортрет. Ночной странник, 1924г

Оба эти элемента на автопортрете Мунка отсутствуют. Освещение в ночной комнате ложится таким образом, что вместо глаз у человека на портрете – глухие темные провалы. Руки он спрятал в карманы или за спину. Вглядываться в этот портрет – все равно, что войти в комнату, где вместо окон темные пятна и не видно уровня пола, не видно даже, есть ли пол.

Здесь нет ни времени, ни места. Любой мало-мальски определенный ориентир снизил бы тревожность: после испанки, с кистями, с бутылкой вина, с сигаретой, на фоне дома, в больнице, в Бергене, между часами и кроватью, да хотя бы в аду. Так, как на этом автопортрете, смотрят в зеркало, когда случайно проходят мимо него по темной комнате – и не узнают отражения.

Эдвард Мунк. Автопортрет в аду, 1903г

На Мунке то ли домашний халат, то ли теплое пальто. Он то ли пришел, то ли собирается уходить. Он то ли дома, то ли в незнакомом месте. В любом случае эта комната – не безопасное место. Слишком тесное или слишком пустое. Мунк не узнает сам себя и не оставляет шанса узнать что-то зрителю. Он между мирами, между этапами жизни.

Мунк писал этот автопортрет на собственной вилле, которую купил в 1916 году, за 10 лет до этого. Он лечился от нервного срыва в психиатрической клинике, выжил после испанки (эпидемия испанского гриппа унесла жизни миллионов людей по всему миру), теперь он растит овощи и фрукты на земле, примыкающей к его дому. Мунку осталось работать всего 6 лет: в 1930 году случится кровоизлияние в его правом глазу – и в оставшиеся 14 лет жизни он будет писать совсем мало. Практически одни автопортреты.

Эдвард Мунк. Автопортрет после испанского гриппа, 1919г

Объясняя как-то сосредоточенность на собственных переживаниях и собственной личности, Мунк писал, что только на первый взгляд это может показаться эгоизмом. На самом деле он верит, что тщательная фиксация состояний его ума и душевных переживаний, возможно, поможет кому-то в поисках истины. Любому, кто захочет пройти по личному аду художника Эдварда Мунка, в котором зеркала показывают незнакомые отражения с пустыми глазницами, стены комнаты зажимают человека в кольцо, а за окном – долгая норвежская зимняя ночь, которая не обещает дневного солнца и скоро сменится следующей долгой зимней ночью.

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть