«Он проходит в течение семи тысяч лет через всю историю человеческой культуры»: арминакун – армянский камень, лечащий от недугов - RadioVan.fm

Онлайн

«Он проходит в течение семи тысяч лет через всю историю человеческой культуры»: арминакун – армянский камень, лечащий от недугов

2021-07-11 21:02 , Минутка истории, 2654

«Он проходит в течение семи тысяч лет через всю историю человеческой культуры»: арминакун – армянский камень, лечащий от недугов

Лазурит (ляпис-лазурь) - один из интереснейших самоцветов, известных в археологии и истории Востока. По выражению академика А. Ферсмана, лазурит «проходит в течение семи тысяч лет через всю историю человеческой культуры». Он воспет древними египтянами («лазурит - камень неба») и греками («он подобен небесному своду, усы­панному звездами»). В Египте жуки-скарабеи и другие изделия из лазурита обнаружены в захоронениях IV тысячелетия до н.э. Верховные жрецы страны пирамид на груди носили маленькую статуэтку богини истины и права Маат из синего камня. Лазурит использовали для украшений и поделок жители Ура, Ассирии, Вавилона, городов долины Инда. Как эмблему и символ власти носили шарики из лазурита на головных уборах мандарины Древнего Китая.

В античной Греции и Риме синий камень применяли для инкрустаций, вырезывания фигурок богов и живот­ных, изготовления амулетов, чаш, печатей, а растирая его в порошок в смеси с воском н маслом, получали стойкую ярко-синюю «лазурную» краску — ультрамарин. Эллины посвящали лазурит богине Афродите. Этому камню приписывали способность укреплять зрение, об­легчать дыхание, излечивать эпилепсию и желтуху.

«Камень неба» и в наши дни считается первоклассным материалом для изготовле­ния ювелирных украшений, поделок, декоративных предметов и др.

…Сравнительно мало известно, что в те далекие времена с историей лазурита тесно перепле­талась история другого самоцвета - «армянско­го камня» (или «арминакуна»), о котором сохранились лишь отрывочные данные …

Об армянской лазури (ультрамарине) впервые упо­минает Марк Витрувий Поллион (I в. до н. э.), автор знаменитого трактата «Об архитектуре»: «За суриком идут краски: хризоколла (малахитовая), пурпур, ар­мянская лазурь (ультрамарин). Все эти краски, когда они наводятся, производят на глаз ослепительный эф­фект». При этом Витрувий подчеркивает: «Что касает­ся армянской лазури и индийской синевы (индиго), то самими своими названиями они указывают на свои месторождения».

Другое раннее упоминание об армянском камне при­надлежит Плинию Старшему (23—79 гг.): «Армения посылает нам красильное вещество, именем ея называемое. Вещество сие есть камень, который подобно хризоколле окрашивается. Лучший есть тот, который цветом подходит к хризоколле с просядающею синью. От сини отличается умеренною белизною, которая цвет сей соделывает нежнее. Почитался в числе дорогих красок, каковые сам хозяин выдавал живописцу». (Перевод В. Северчина, 1819 г.).

В качестве лечебного средства армянский камень был известен ис­торику и врачу из Малой Азии Диоскориду (I в.), который сообщал, что «lapis armenius» «гладкий, не­бесно-голубого цвета, блестящий, легко распадается». Знаком он был также греческим врачам Аэцию (VI в.) и Александру Траллийскому (VI в.); последний рекомен­довал камень для лечения «четырехдневной лихо­радки». Более подробные сведения сообщает средне­азиатский ученый-энциклопедист ал-Бируни (X—XI вв.) в трактате «Собрание сведений для познания драгоцен­ностей»: «Лазурит («лазавард») по-румийски называ­ется арминакун; слово это образовано наподобие прилагательного от слова Армения, ибо армянский камень, дающий облегчение при меланхолии, похож на него. Лазурит вывозится в Аравию из Армении, в Хорасан и Ирак — из Бадахшана». «Лазурит, — отмечает далее этот автор, — в виде цельного куска имеет цвет индиго, иногда склоняется к черноте, а на поверхности отшли­фованных и отполированных его кусков в большинстве случаев видим золотые звезды наподобие пылинок».

Об армянском камне упоминают средневековые фи­лософы и врачи — Абу-Мансур, Ибн-Сина (Авиценна) и др. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина, в част­ности, пишет: «Есть такие лекарства, которые промы­вают для того, чтобы их покинуло (какое-либо) неже­лательное свойство. Так, например, усиленно промывают армянский камень и ляпис-лазурь, пока не поки­нет свойство вызывать тошноту». По данным этого зна­менитого ученого, армянский камень («ходжар армини») употребляют также красильщики и резчики вмес­то ляпис-лазури. С Х в. армянский камень фигурирует практически во всех арабских фармакопеях.

В средневековой армянской медицине арминакун являлся одним из излюбленных лекарственных средств для лечения разного рода «лихорадок». Выдающийся армянский врач Мхитар Гераци (XII в.) включал армян­ский камень и лазурит в состав «пилюлей айрлич», которые помогают «при болезнях головы, глаз, костей и удаляют излишки влаги из головы и всего тела».

Краткую характеристику армянского камня приво­дит иранский историк и географ Хамдаллах Казвини (XIII—XIV вв.): «Армянский камень бывает цвета лазурита и гранатового. После промывки его приме­няют для окраски вместо настоящего лазурита».

Арминакун часто фигурирует в медицинской энциклопедии лекарственных веществ «Ненужное для неучей» ар­мянского врача Амирдовлата Амасиеци (XV в), который, в частности, сообщает, что армянский камень бывает двух ви­дов: «один — похож на лазурит, другой — темно-крас­ный, и если взять в руки, то он кажется жирным».

К истории армянского камня обращался известный востоковед, член-корреспондент Российской Академии наук Керовбе Патканян (1833—1889 гг.). В специальном исследовании армянской средневековой рукописи о драгоценных камнях, предположительно датированной XII-XIII в.в., он, в частности, пишет: «Название армянского камня дано ему, вероятно, вследствие того, что армянские купцы долгое время занимались его торговлей и доставляли его из отдаленных стран Азии в Европу». Заметим, что Патканян там же оговаривается: «Впрочем, известный сорт лазурика (лазурита - В. С.) добывался в самой Армении».

Об арминакуне упоминает в книге «Цвета минералов» (1936г.) Ферсман: «... медные рай­оны Армении» и Закавказья уже давно должны были обратить на себя внимание цветными камнями: малахитом или хризоколлой, бирюзой или армянским кам­нем». Что касается бирюзы, то это замечательное предвидение А. Е. Ферсмана сбылось сравнительно недавно: в 1974 году в горах северной Армении, вблизи села Техут, автором статьи было выявлено крупное месторождение этого минера­ла, часто называемого «легендарным камнем Востока» ...

Позднее Ферсман в «Очерках по истории кам­ня» повторяет версию Патканяна о «происхожде­нии» армянского камня: «Армянские купцы долгое время торговали лазуритом, доставляя, его в Европу… вероятно, поэтому лазурит нередко назы­вался, наравне с синими соединениями меди, армян­ским камнем».

Точку зрения о «транзитной» природе армянского камня поддержали Л. Белемницкий и Г. Ляммлейн (1963 г.): «… лазу­рит обычно фальсифицировался азуритом - медной синью, так называемым армянским камнем». Известным объяснением названных точек зрения может служить тот факт, что на территории современной Армении действительно не выявлено месторождений или проявлений лазурита. Но ведь в античную эпоху границы Великой Армении достигали Месопотамии и Средиземного моря. И какие богатства хранили в себе эти труднопроходимые горы и ущелья, по сей день остается тайной? Более того, известно немало примеров, когда заброшенные или, казалось бы, отработанные рудники спустя века возрождались к жизни. Наиболее наглядный случай – армянское золоторудное месторождение Сотк (Зод), заново открытое почти две тысячи лет спустя!

Сегодня трудно сказать, сохранились ли до наших дней образцы или изделия именно из армянского камня. По мнению некоторых современных минералогов, во многих находках использовался как армянский камень, так и афганский лазурит.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть