История одного шедевра: «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» - апогей творчества Филиппо Липпи - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» - апогей творчества Филиппо Липпи

2021-07-23 20:01 , История Одного Шедевра, 3770

История одного шедевра: «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» - апогей творчества Филиппо Липпи

«Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» Филиппо Липпи - одна из самых известных и проникновенных картин периода раннего Возрождения, которую ставят в один ряд с шедеврами Рафаэля Санти и Леонардо да Винчи.

Автопортрет Филиппо Липпи. Деталь фрески в Сполетском соборе

Это работа зрелого Липпи, отражающая его движение по пути всё большего натурализма и придания сакральным сценам максимальной жизненности, что особенно заметно по облику Мадонны. Исчезла византийская плоскостность, продолговатость лица и рук. Мария выглядит как реальная женщина, молодая мать, которую можно встретить на улицах Флоренции XV века.

Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью), 1465г

Но не только живопись Фра Филиппо Липпи противоречила церковным канонам. Сама его жизнь, сложившаяся в настоящий авантюрно-приключенческий роман, была вызовом современному обществу и тем паче - церкви. По воле обстоятельств Липпи еще ребёнком сделался послушником в кармелитском монастыре. Целомудрие и нестяжание, обязательные обеты католического монаха, так и не стали добродетелями Фра Филиппо. Природа одарила его необыкновенно бурным темпераментом. Вазари сообщает, что влюблённости Липпи «были частыми и страстными, и когда его охватывали подобные переживания, то он забывал о работе и бросал все начатые дела».

Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью). Фрагмент

Всё это, разумеется, не способствовало спасению души фра Филиппо, зато на его искусстве сказывалось исключительно благотворно. Написанные им многочисленные Мадонны имеют черты совершенно конкретных, молодых и красивых, женщин. Исследователи уверены, что Липпи писал их со своих возлюбленных, а позднее – с жены.

По сути, «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» - это семейный портрет. Считается, что для картины фра Филиппо позировали его собственная супруга Лукреция Бути и два их сына, старший Филиппино и младший Алессандро.

Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью). Фрагмент

История женитьбы 50-летнего художника на юной, 21-летней Лукреции, имела все качества полноценного скандала не из-за разницы в возрасте. Липпи был настоятелем обители, в которой сестры Бути приняли монашеский постриг. Он выкрал из монастыря соблазнённую им девушку и поселил в собственном доме. Лишь благодаря ходатайству покровителя художника Козимо Старшего Медичи, Папа, в виде редчайшего исключения, позволил Филиппо и Лукреции снять с себя монашеские обеты и стать мужем и женой.

Мы видим, как любовно выписывает Липпи полудетский профиль Лукреции, как подчеркивает её кротость и нежность. Любованием проникнуты многие детали: золотистые завитки волос сыновей, складки прозрачной газовой вуали на волосах Пресвятой Девы (отсюда – второе название картины «Мадонна под вуалью»). Но особенно примечательно то, как художник изображает нимб над её головой. Из золотого круга, каким он был у итальянцев Чимабуэ и Дуччо, нимб у Липпи превращается в тончайшую белую окружность. По-видимому, этот атрибут святости в условиях всё большей натуралистичности изображения кажется Липпи неуместным. И это знаменует движение к зрелому Ренессансу: уже у Леонардо да Винчи нимб исчезнет совсем.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта, 1490-е

Есть и другое предвосхищение да Винчи в этой картине Липпи – загадочный, подернутый дымкой фоновый пейзаж, представляющий собой отдельную «картину в картине».

«Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» - апогей творчества Липпи: техническое мастерство сочетается в картине с исключительной чувственной насыщенностью. «Филиппо Липпи, - писала искусствовед Мария Репинская, - представляет собой совершенно новый тип художника, он был живописцем страсти и красоты, непревзойденным мастером изображения женских фигур».

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть