В ее руках альт звучит как скрипка, виолончель и человеческий голос вместе взятые: Ким Кашкашьян — признанный виртуоз - RadioVan.fm

Онлайн

В ее руках альт звучит как скрипка, виолончель и человеческий голос вместе взятые: Ким Кашкашьян — признанный виртуоз  

2021-09-20 20:39 , Немного О..., 2785

В ее руках альт звучит как скрипка, виолончель и человеческий голос вместе взятые: Ким Кашкашьян — признанный виртуоз

Известная американская альтистка и музыкальный педагог Ким Кашкашьян — признанный в мире классической музыки виртуоз. Многие считают ее без преувеличения самой одаренной альтисткой мира. В ее копилке — премия «Грэмми» в номинации «Лучшее классическое инструментальное соло», Каннская премия за классическую музыку и другие престижные награды.

Ким Кашкашьян родилась 31 августа 1952 года в Детройте (штат Мичиган) в армянской семье, пережившей Геноцид армян 1915 года.

Ким училась в известной Академии искусств (Interlochen Arts Academy) в городе Интерлокен, штат Мичиган, продолжила образование в консерватории Пибоди в Балтиморе у таких известных педагогов, как Карен Таттл и Вальтер Трамплер, затем продолжила учебу в Новой школе музыки в Филадельфии. Еще в детстве Ким хотела научиться играть на кларнете, но новый инструмент оказался для ее семьи слишком дорогим. Родственник отдал ей ненужную скрипку, и все любители музыки должны быть благодарны ему за этот случайный дар.

В 1980 году Ким стала победительницей II премии Международного конкурса альтистов имени Лайонела Тертиса.В 1999 году за исполнение Сонаты Иоганнеса Брамса в дуэте с пианистом Робертом Левиным удостоилась премии «Эдисона».

В 2013 году Ким Кашкашьян стала обладательницей престижно премии музыкального искусства «Грэмми» в номинации «Лучшее инструментальное соло» за исполнение композиции Kurtág and Ligeti: Music For Viola. В 2016 году Кашкашьян была избрана членом Американской академии искусств и наук (American Academy of Arts and Sciences).

Ким долгие годы сотрудничала с армянским композитором Тиграном Мансуряном. Второй концерт для альта с оркестром маэстро Мансурян написал еще в 1995 году специально для Ким Кашкашян. «Мы очень долго над ним работали — несколько лет встречались, уточняли детали», — вспоминает композитор. Получилась работа — музыка и исполнение, которую затем номинировали на премию «Грэмми».

В рамках камерного концертного фестиваля «Дилижан» 18 января 2015 года в Лос-Анджелесе знаменитая альтистка представила произведения Мансуряна и Артура Аванесова.

В сентябре того же года Ким прибыла в Ереван, где дала мастер-класс для молодых армянских композиторов.

Ким Кашкашьян — альтистка широкого диапазона: в ее репертуаре сочинения не только армянских композиторов, но Баха, Моцарта, Шуберта, Шумана, Брамса, Бартока, Хиндемита, Шостаковича, Пендерецкого, Берио, Шнитке, Губайдулиной, Пярта, Канчели, Этвеша и не только. Академический виртуоз, но совершенно не ограниченный рамками, Ким часто выступает с саксофонистом Яном Гарбареком, перкуссионистом Робертом Шулковским, клавесинистом Робертом Хиллом, пианистом Робертом Левиным. И главное — Ким записала на диски практически весь альтовый репертуар, и этот факт алмазными буквами высек ее имя в истории музыки. Всего Кашкашьян записала около 30 альбомов, многие из них в сотрудничестве со звукозаписывающим гигантом ECM и другими высококлассными лейблами.

Ким является активным пропагандистом расширения репертуара для альта. Она регулярно аккомпанирует самым известным оркестрам (в Берлине, Нью-Йорке и Токио) и квартетам (квартет Гварнери, Токийский струнный квартет). Она выступала вместе с такими звездами классической музыки, как Йо Йо Ма и Гидон Кремер.

Ее альт звучит в саундтреке фильма Взгляд Одиссея (Ulysses’ Gaze, 1995), композитором которого выступила Элени Караиндру. Сегодня этот фильм входит в список ста величайших фильмов по версии журнала Time.

Как написал в рецензии на сайте Национального общественного радио критик Том Манофф, «Когда я слышу ее имя, первое, что приходит на ум, это не «альт», а — «лиричность», то качество музыки, которое делает ее похожей на песню и наполняет эмоциями».

Когда Ким не занята концертами или преподаванием, она работает художественным руководителем программы «Музыка в обмен на еду» (Music For Food). Эта инновационная некоммерческая организация объединяет музыкантов в борьбе с голодом в местных общинах, привлекая средства для покупки еды неимущим.

P. S.

Сколько бы ни приходилось слышать замечательных исполнений на альте в записи и живьем, они несравнимы с удивительной игрой американской армянки. Ким Кашкашьян придала альту звук, роднящий его с виолончелью: глубокий, густой и бархатный, хоть прежде многие считали альт подобием скрипки. Альтистов-солистов, тем более ярких, выдающихся, не так много, но даже при такой небольшой «конкуренции» достоинства Ким неоспоримы: в ее руках альт звучит как скрипка, виолончель и человеческий голос вместе взятые.

В публикации использованы материалы auroraprize, necmusic.

Лента

Рекомендуем посмотреть