История одного шедевра: хранящий множество тайн Пантеон Агриппы –триумф римской инженерии и изобретательности (часть 3) - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: хранящий множество тайн Пантеон Агриппы –триумф римской инженерии и изобретательности (часть 3)

2021-10-03 21:26 , История Одного Шедевра, 288

История одного шедевра: хранящий множество тайн Пантеон Агриппы –триумф римской инженерии и изобретательности (часть 3)

Продолжение

Превращение в христианскую церковь

Мало что известно о том, что случилось со зданием после того, как христианство стало официальной религией Империи. Вполне возможно, что с начала четвёртого по начало седьмого века Пантеон, как и большинство общественных зданий Рима, пришёл в негодность. Привокзальная площадь и все прилегающие здания были снесены или заменены. Единственной достоверной информацией является отчёт Liber Pontificalis, в котором говорится, что Фока, император Византии, преподнёс Пантеон в дар папе Бонифацию IV в 609 году. В 613 году древнеримское здание было превращено в церковь Приснодевы Марии и всех мучеников.

Интерьер Пантеона, Джованни Паоло Паннини, ок. 1734 года

Освящение Пантеона обеспечило его выживание до наших дней. Тем не менее, он понёс некоторые потери. На протяжении веков золотую крышу заменили свинцовой, мраморный фасад убрали, а с потолка сняли бронзовое покрытие. Внутренние колонны из порфира были заменены гранитной версией. Самое поразительное изменение произошло в начале XVII века, когда папа Урбан VIII приказал добавить пару колоколен над портиком. Эти башни, над которыми люди насмехались как над «ушами осла», были окончательно снесены в 1883 году.

После его преобразования в христианскую церковь Пантеон стал местом захоронения. В седьмом веке святые мощи мучеников были извлечены из катакомб и перенесены во вновь основанную церковь, в которой было похоронено множество выдающихся личностей от поэтов и композиторов до художников.

Источник вдохновения

Как один из наиболее хорошо сохранившихся древнеримских памятников, неудивительно, что Пантеон стал образцом, который произвёл неизгладимое впечатление на западную архитектуру. Знаменитый архитектор эпохи Возрождения Андреа Палладио адаптировал дизайн Пантеона для виллы Альмерико Капра Ла-Ротонда недалеко от Виченцы. Но именно Филиппо Брунеллески решил подражать Пантеону в грандиозном масштабе. Древнеримское здание было образцом для купола Флорентийского собора, построенного в 1436 году. Купол Брунеллески превосходил купол Пантеона с большим отрывом, но он не мог превзойти блеск оригинала. Ему пришлось отказаться от первоначального плана включить oculus и использовать кирпичи вместо бетона, так как первоначальная формула была забыта.

Вилла Альмерико Капра Ла-Ротонда

Микеланджело тоже был в восторге от Пантеона и, как сообщается, заявил, что он был спроектирован ангелами, а не человеком. Древнеримская достопримечательность послужила источником вдохновения для проекта купола собора Святого Петра в Риме, который был завершён после смерти скульптора.

Купол собора Святого Петра

Удачно названный Пантеон в Париже, первоначально построенный как церковь, а позже переделанный в светский мавзолей, также был вдохновлён римским прототипом.

Парижский Пантеон

Влияние уникального дизайна не ограничивалось Европой. Американские отцы-основатели также были очарованы Пантеоном. Томас Джефферсон смоделировал как Монтичелло – свой дом недалеко от Шарлотсвилла, штат Вирджиния, так и Ротонду в Университете Вирджинии по образцу знаменитого римского здания. Мемориал Джефферсона в Вашингтоне, округ Колумбия, построенный в 1943 году, является ещё одним известным сооружением, похожим на Пантеон.

Мемориал Джефферсона в Вашингтоне

В Вашингтоне также находятся ещё два знаменитых здания, построенных по римскому образцу: Капитолий США и Национальная художественная галерея. Дизайн купола и портика можно найти в столицах американских штатов и во многих других местах по всему миру. И всё началось с Агриппы.

P. S.

Пантеон также был триумфом римской инженерии и изобретательности. Его архитекторы использовали методы, которым в наши дни было бы трудно подражать, создавая архитектурное чудо. Спустя почти два тысячелетия после его постройки его знаменитый купол остаётся самым большим в мире, построенным из неармированного бетона. Несмотря на его превращение в церковь и последовавшие за этим изменения, дизайн Пантеона остаётся в значительной степени таким же, каким он был при императоре Адриане. Этот уникальный дизайн вдохновил бесчисленное множество художников и архитекторов по всему миру, а мини-пантеоны появились не только в Европе, но и за Атлантикой. Благодаря своей богатой истории, архитектурному наследию и долговечности Пантеон является непреходящим свидетельством славы его строителей. Памятник такой же вечный, как и город, в котором он стоит.

По материалам kulturologia.

Лента

Рекомендуем посмотреть