Важная составляющая культуры Армении на протяжении тысячелетий: история армянской архитектуры (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

Важная составляющая культуры Армении на протяжении тысячелетий: история армянской архитектуры (часть 2)

2021-10-06 21:49 , Минутка истории, 1268

Важная составляющая культуры Армении на протяжении тысячелетий: история армянской архитектуры (часть 2)

Продолжение

Классический период армянской архитектуры завершился в конце VII века, что совпало с завоеванием страны арабами. Но с возрождением армянской государственности в Х веке начался новый этап в развитии архитектуры Армении. Этот период характерен бурным развитием градостроительства, фортификационного искусства и, в первую очередь, гражданского зодчества. Замечательным примером градостроительного искусства является Ани — столица Багратидской Армении. В IХ–XI веках были возведены неприступные крепости Амберд, Тигнис, Магасберд. Феодальная раздробленность Армении в IХ–XI веках привела к образованию отдельных архитектурных школ — Анийской, Сюникской, Васпураканской, Лорийской.

Кафедральный собор Ани на картине Геворга Башинджагяна («Руины собора Святой Девы в Ани»), 1901. Национальная галерея Армении

Достижения Анийской школы неразрывно связаны с именем крупнейшего зодчего средневековой Армении Трдата, построившего в столице Кафедральный собор (989–1001 гг.). Анийский собор был призван увековечить мощь Багратидской Армении, что и определило как монументальные формы, так и его богатый декор. Мощные, высокие пилоны обработаны в форме пучков тяг, что подчеркивает вертикализм всей композиции. Центральный неф собора с куполом здесь сделан доминантой внутреннего пространства путем сужения боковых нефов. Такая трактовка пространственного решения интерьера, членение подкупольных пилонов и арок наподобие нервюр впоследствии перешли в готическую архитектуру. Благодаря этим особенностям, совершенству конструкций и изумительному декору Анийский собор можно отнести к числу лучших произведений мирового зодчества.

Трдат был известен и за пределами Армении — в 989 году его пригласил византийский император Василий II в Константинополь, где он восстановил пострадавший от землетрясения купол собора cв. Софии (VI в.) и сделал это столь искусно, что без последующих изменений он сохранился до наших дней. По свидетельству современника, армянский архитектор-каменщик Трдат «с удивительным соображением составил план, изготовил модель здания, по которой приступили к работе, и собор по возобновлению явился в изящнейшем чем прежде виде».

Монастырь Мармашен находится на левом берегу реки Ахурян, недалеко от Гюмри, между селами Мармашен и Ваграмаберд. Главный храм монастырского комплекса — Катогике — был сооружен князем Ваграмом Пахлавуни в 988–1029 годах, когда Ани еще был престольным городом Багратидов. В результате набегов сельджуков храм был значительно разрушен. Однако в 1225 году потомки Ваграма Пахлавуни архиепископ Григор и его брат Гариб отреставрировали его. В 1900 году восстановительные работы предпринял католикос Мкртич I Ванеци. В основе храма лежат типичные строительные формы армянской архитектуры. Он представляет собой купольный зал с двумя парами пилонов и является одним из лучших образцов Анийской школы армянского зодчества. Предполагается, что автором строения был архитектор Трдат — известный армянский архитектор периода династии Багратидов, построивший Кафедральный собор в Ани

Вершиной творчества сюникских зодчих явился Татевский собор свв. Погоса-Петроса, построенный в 395–906 годах. Это одно из самых больших церковных зданий средневековой Армении имеет редкий вариант крестовокупольной композиции: купол покоится на двух пилонах и стенах западных приделов. В 930 году собор был украшен монументальной фресковой живописью.

С названием Татевского монастыря связано много разных легенд. Согласно одной из них, «Татев» переводится с армянского как «Дай крылья». Рассказывают, что, завершив работу, мастер-строитель встал на край ущелья, перекрестился и произнес: «Огни, Сурб, та тэв» («Да ниспошлет Святой Дух крылья!»), — и бросился в бездну. Выросли у мастера крылья, он улетел, а построенный им монастырь назвали Татев

Васпураканская архитектурная школа в Х веке создала шедевр армянского искусства — знаменитый своей скульптурной отделкой и фресками храм Сурб Хач (915–921 гг., зодчий Мануел) на острове Ахтамар (Ван, Западная Армения). Декоративное оформление этого памятника по насыщенности и преобладанию светской тематики является исключительным в искусстве Армении и не имеет аналогов.

Храм Сурб Хач в Ване

Продолжение следует…

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть