История любви, породившая шедевры: финальная драма непростых отношений Алексея Явленского и Марианны Веревкиной (часть 3) - RadioVan.fm

Онлайн

История любви, породившая шедевры: финальная драма непростых отношений Алексея Явленского и Марианны Веревкиной (часть 3)

2021-10-10 21:00 , История любви, породившая шедевры, 149

История любви, породившая шедевры: финальная драма непростых отношений Алексея Явленского и Марианны Веревкиной (часть 3)

Продолжение

Кипение творческого котла не прекращалось и в Мюнхене — весной 1909 года было создано «Новое Художественное Объединение. Мюнхен» (НХОМ), которое, к большому разочарованию Марианны, возглавил не ее обожаемый Лулу, а Василий Кандинский. Именно ему достались самые крупные «шишки» после выставок, организованных НХОМ — публика с трудом принимала новаторские идеи. В 1911 году прошла первая персональная выставка Алексея фон Явленского, после которой приобрели 16 картин художника. И это был настоящий успех, признание, которого так желала для него Марианна. Свою первую «персоналку» сама она показала год спустя — центром выставки стал ее знаменитый «Автопортрет», написанный в 1910 году. А вскоре на смену НХОМ пришло новое творческое объединение — «Синий всадник», которое организовали Василий Кандинский и Франц Марк.

Марианна Веревкина. «Трагическое настроение», 1910г

Между тем политическая обстановка в Европе становилась все напряженнее. После объявления войны России Германия стала выдворять из страны всех нежелательных лиц. Удалось взять только самое необходимое — и вот уже вся семья в вагоне поезда, едущего в Швейцарию. Остановились на берегу Женевского озера, в Сен-Пре, в скромном жилище. Обоим уже около пятидесяти, источник существования — пенсия Марианны и скромное военное пособие Алексея — постепенно иссякли… Единственное, что по-настоящему радовало обоих художников — несомненные живописные успехи сына Явленского, Андрея, взявшего все самое лучшее и у отца, и у приемной матери.

Андреас (Андрей) Явленский. Мама, 1924г

В 1917 году «странствующее семейство» перебралось в Цюрих. Здесь бурлила настоящая жизнь, а кафе «Одеон» каждый вечер было переполнено весело гомонящими художниками, актерами и философами. Здесь собирался цвет творческого общества, а у Веревкиной и Явленского появился собственный столик. Дадаисты, выставки Ренуара, Сезанна… Явленский — в своей любимой среде, он начинает писать свои знаменитые серии — «Мистические головы» и «Лики Спасителя».

Алексей Явленский. Мистическая голова: Галка, 1917г

Внезапный грипп тяжело ударил по здоровью художника, и вот уже преданная Марианна везет его на юг, в Аскону. Именно в здесь, на прекрасных берегах озера Лаго-Маджоре, разыгралась финальная драма долгих и непростых отношений Алексея фон Явленского и Марианны Веревкиной.

Марианна Веревкина. Красное дерево, 1910г

Взрослый сын требовал, чтобы отец наконец-то узаконил отношения с матерью, но, с другой стороны, слово, данное Явленским отцу Марианны — беречь ее как зеницу ока — не давало принять окончательное решение о расставании. «Елена выросла и больше не желает быть рабыней, хочет быть, как все. Этого она может добиться через венчанье со мной. Андрей должен носить мою фамилию, и если я его усыновлю, то заберу у Елены все, даже сына, а это совершенно невозможно. Марианна не понимает этого, она думает только о себе» — писал он своей поклоннице и единомышленнице Эмме Шайер, которая взялась организовывать выставки своего кумира.

Марианна Веревкина. Фантастический пейзаж, 1923г

Окончательный разрыв произошел в марте 1922 года. Явленский уехал в Висбаден, и отсюда написал Марианне письмо, поставившее точку в их отношениях. Тридцать лет платонического брака и творческих исканий остались позади. Потрясение от поступка Явленского, от того, что он разорвал отношения так нелепо и жалко — написал письмо — захлестнуло Марианну. Еще одна пощечина — женитьба Явленского на Елене Незнакомовой, долгие годы бывшей служанкой в их доме… В ее доме. Больше Явленский и Веревкина никогда не встречались — наверное, так было легче обоим.

Марианна Веревкина. «Живые и мертвые». 1924. Темпера, картон. Городской музей современного искусства, Аскона, Швейцария

Но Марианна фон Вереффкин была стойкой женщиной. Она смогла оставить позади эту трагедию всей жизни, хотя никогда по-настоящему от нее не оправилась. Оставшись одна, без средств, художница не растерялась — рисовала почтовые открытки и продавала их курортникам, по-прежнему много писала темперой и даже основала в Асконе небольшой музей, которому подарила свои картины и попросила друзей сделать то же самое. В своем дневнике Марианна оставила такие слова: «Аскона научила меня уважать все человеческое, любить счастье созидания и нищету бытия, носить все это в себе как большое духовное богатство». В конце жизненного пути Веревкина нашла утешение в дружеских отношениях с коммерсантом из Берлина — Эрнестом Альфредом Айе. Их встречи были редкими, но именно Санто — как называла своего спутника жизни Марианна — вернул ей смысл жизни. Ее картины вновь заиграли яркими красками.

Марианна Веревкина. Аве Мария,1927г

Тень будущей тяжкой болезни навестила Явленского сразу после разрыва с Марианной, и год за годом медленно, но уверенно прибирала его к рукам. Да, он был успешен, да, его до конца жизни любили и опекали нетривиальные женщины… Но ужасный для художника недуг — деформирующий артроз — постепенно давал о себе знать все сильнее и сильнее. Сам Алексей считал, что это расплата — за эгоизм, за равнодушие, за неблагодарность по отношению к Марианне. «Медитации», лица, напоминающие крест — его последние, многочисленные работы, которые он создавал сотнями.

Алексей Явленский. Медитация, 1934г

Только в 1936 году он решился обратиться к Марианне и просить у нее прощения — через посредника, базельского коллекционера. После визита в Аскону коллекционер написал Явленскому письмо, где привел дословный ответ Марианны: «Я без горечи думаю о Явленском. Я все преодолела и ничего не хочу заново возрождать. Явленский стал для меня чужим, но я знаю, что он больной и несчастный человек, поэтому я молюсь за него».

Марианна Веревкина. «Любовный вихрь», 1917г

Марианна Веревкина скончалась 8 февраля 1938 года. Явленский, очень больной, потрясенный этим известием, не смог поехать на похороны. Да его никто и не звал… Художник пережил свою подругу на три года, его не стало 15 марта 1941 года.

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть