Безрассудный и благородный идальго в представлении Дали, Пикассо и других художников: «Дон Кихот» Сервантеса в живописи - RadioVan.fm

Онлайн

Безрассудный и благородный идальго в представлении Дали, Пикассо и других художников: «Дон Кихот» Сервантеса в живописи

2021-10-19 21:11 , Минутка истории, 4986

Безрассудный и благородный идальго в представлении Дали, Пикассо и других художников: «Дон Кихот» Сервантеса в живописи

Автор бессмертного романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигель Сервантес (1537−1616) мог бы сам стать героем захватывающего романа. Он родился в небогатой семье. Служил на флоте, участвовал в морском сражении между Испанией и Османской империей и был ранен — его левая рука навсегда осталась неподвижной. Сервантес несколько лет служил при дворе в Неаполе. Возвращаясь в Барселону, корабль, на котором плыл Сервантес, захватили пираты, и будущий писатель пять лет провел в плену в Алжире, ожидая пока его семья соберет огромную сумму для выкупа. Четыре раза он пытался бежать и каждый раз кто-то из заговорщиков выдавал план побега. Чудом его корсары не казнили.

Мраморная статуя Мигеля Сервантеса у входа в Национальную библиотеку в Мадриде (1892 г.)

Вернувшись в Испанию, Сервантес должен был много работать, чтобы вернуть деньги за выкуп. Он занялся закупкой провианта для испанской «Непобедимой армады», и снова неудача: Сервантеса обвинили в растрате средств и посадили в тюрьму. В заключении и появилась идея романа «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский». Роман сразу же после издания стал очень популярным, но денежного успеха автору не принес. И, кажется, даже после смерти Сервантеса не оставляли злоключения — место его погребения оставалось неизвестным 400 лет!

Сегодня мы путешествуем вместе с героями романа Сервантеса и самыми известными и интересными художниками, от Домье и Доре до Бенуа и Пикассо.

Шарль-Антуан Куапель

В эпоху рококо французский живописец и декоратор Шарль-Антуан Куапель первым создал куртуазный цикл на эту тему.

Шарль-Антуан Куапель. Дон Кихот в трактире, 1751г

Шарль-Антуан Куапель был первым живописцем герцога Орлеанского, получал заказы от фаворитки Людовика XV — мадам Помпадур, — на дизайн и украшение Версальского дворца, был директором Королевской Академии и даже имел личные апартаменты в Лувре.

Шарль-Антуан Куапель. Дон Кихот на балу у Дона Антонио Морено, 1731г

Куапель создал 28 картонов-сцен с Дон-Кихотом для дивных «ковров» мануфактуры «Гобелен». Они пользовались большим успехом, так что их непрерывно ткали с 1714 по 1794 годы. Куда там классическим оленям, памятным нам по милым бабушкиным интерьерам!

Шарль-Антуан Куапель. Расстроенная графиня Трифальди появлением бороды просит Дон Кихота отомстить за нее, 1710-е

Роскошные гобелены тогда ценились куда больше, чем в наши дни. Они, например, использовались в качестве дипломатических даров и порой даже играли решающую роль в принятии судьбоносного решения — заключении мира или начале войны.

Гобелен на сюжет «Дон Кихот», выполненный в 1773 г. по картонам А.-Ш.Куапеля. Музей П. Гетти

Гюстав Доре

Самым добросовестным «рассказчиком» романа Сервантеса стал Гюстав Доре — великий иллюстратор мировой классики, который за свою жизнь создал 80 000 рисунков — цифра неимоверная! Когда Доре задумал иллюстрировать «Дон Кихота», Луи Виардо как раз закончил новый перевод романа, который стал классическим в французской литературе (фамилия Виардо больше на слуху из-за романа его жены с И. Тургеневым — между тем, Луи был известным писателем, искусствоведом, переводчиком и критиком).

Иллюстрации к роману М.Сервантеса «Дон Кихот Ламанчский» Поля Гюстава Доре, 1863г:

В 1855 году Доре отправился в Испанию, «на родину этого славного рыцаря, чтобы передать местный колорит и увидеть места, которые он прославил своими подвигами». К роману Доре нарисовал 370 иллюстраций, по которым можно проследить путь благородного идальго со всеми его перипетиями.

Первый рисунок, фронтиспис, изображает безумного Дон-Кихота среди видений и представляет сложнейшую композицию: сражения, любовные приключения, вызовы на поединок, фантастические выдумки и нелепости…

Вот так неожиданность: привыкнув к монохромной графике Доре, мы искренне удивляемся его цветным работам. Тем ярче образы!

Поль Гюстав Доре. Базиль и Китерия принимают Дон Кихота и Санчо Панса, 1860-е

Как пишет художник Эмиль Байяр, современник Доре, «Сюжет, трактовка сцены, композиция — рождались в воображении художника в совершенно законченном виде, и ему оставалось только зафиксировать это „творческое видение“ на бумаге. Доре помещал где-то в углу, небрежно разбрасывая на бумаге, фигуру человека, затем несколько поодаль копье, руку, ногу, колонну храма, лошадь, колесо, группы всадников, силуэт пейзажа, потом быстро объединял все это в одну сложную по композиции сцену». И что невероятно, Доре никогда не исправлял свои рисунки. Композиционный дар — отличительная черта его искусства.

Доре не только высмеивает рыцарство, рисуя тип идеалиста, оторванного от действительности: его рисунки остроумные и изобретательные, как и герой романа!

Оноре Домье

Старший современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота, но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями, терзаниями и разочарованиями.

Оноре Домье. Дон Кихот и Санчо Панса, 1860-е

У читающего рыцарский роман Дон Кихота не чувствуется вдохновения и порыва, у героя нет желания отправиться на поиски, он чувствует прожитую жизнь. Художник размышляет о своем пути, возможно, о тщетных попытках изменить мир, бороться со злом, что делал Домье в своих карикатурах. Всю жизнь он работал карикатуристом в газете «Шаривари», изобразил все классы французского общества, и в конце жизни его уволили из газеты. Домье умер в нищете.

Оноре Домье. Кон Кихот, читающий рыцарский роман, 1870г

Начало и расцвет его творчества — это реалистические картины или карикатуры, в которых он высмеивает политиков и буржуа, а в конце жизни работы Домье принимают философское направление. Художник выбирает своего героя — Дон-Кихота, — как символ одинокого идеалиста, стойкого борца с Непобедимым. В последней работе из серии Дон Кихот остался один, даже без своего верного спутника Санчо Панса. Однако копье его - на высоте, и рыцарь продолжает путь.

Оноре Домье. Дон Кихот и Санчо Панса в горах, 1850-е

Пабло Пикассо

А сейчас — история о появлении самого известного изображения главных героев романа! 10 августа 1955 года к Пабло Пикассо на его виллу в Каннах пришел его друг и биограф Пьер Дэкс с деловым предложением. Журнал «Французские письма» хотел бы разместить рисунок Пикассо в выпуске, посвященном 350-летию издания романа «Дон Кихот».

…Пока друзья разговаривали, Пикассо сделал свой знаменитый рисунок Дон-Кихота и Санчо Пансы. Через неделю он был опубликован в праздничном номере издания, а позже Пикассо пожелал отпечатать тираж своего Дон Кихота и до 1961 года его рисунки разного формата успешно продавались. Пикассо со школьных лет любил Сервантеса, он с особенным удовольствием рисовал все, что было связано с испанской традицией и напоминало о родине.

Сальвадор Дали

Далее с иллюстрированием романа Сервантеса происходят невероятные метаморфозы, ведь за дело берется еще один испанский неугомонный гений — Сальвадор Дали!

Сальвадор Дали. Иллюстрация к роману «Дон Кихот», 1946г

Идею иллюстрировать книгу о Дон Кихоте художнику подал в 1945 году его отец, написавший, что это «достойная его таланта задача». В 1945—1946 гг. Дали живет в Америке и работает над иллюстрациями, он создал 38 рисунков и 5 эскизов. Планировалось выпустить новое издание романа карманного формата с рисунками Дали, но издательство разорилось, и книга не вышла.

Сальвадор Дали. Иллюстрация к роману «Дон Кихот», 1946г

Дали очень дорожил этими рисунками и хранил их в числе наиболее любимых своих произведений, которыми чаще всего любовался в одиночестве. Эти рисунки впервые были изданы в 2004 году и малоизвестны публике. После этого Дали нарисует еще 3 цикла к роману.

Второй раз Дали обратился к Дон Кихоту в 1956 году, когда парижский издатель Жозеф Форе задумал иллюстрировать роман Сервантеса и единственным художником для своего необыкновенное издание видел только Дали. Форе принес тому литографские камни и убедил художника принять его предложение. Дали со всей своей фантазией подошел к новому заданию и… изобрел новый метод литографии — булетизм!

Сальвадор Дали. Дон Кихот. Золотой век (Иллюстрация к роману "Дон Кихот"), 1957г

Дали отправился на набережную Сену и принялся за дело. Он зарядил пулями, начиненными литографской краской, подаренную друзьями аркебузу XV века и в присутствии толпы поклонниц стал палить с палубы баржи по литографским камням. В результате появились кляксы, которые Дали пользуясь своим талантом рисовальщика и гениальным воображением, превратил в подвиги Дон Кихота.

Сальвадор Дали. Видение Дульсинеи (Иллюстрация к роману "Дон Кихот"), 1957г

Сальвадор Дали. Мадонна (Иллюстрация к роману "Дон Кихот"), 1957г

Марсель Пажо

Дон Кихот, который возник в воображении французского художника Марселя Пажо — персонаж извечной человеческой комедии, в которой присутствует капелька безумия. Эти картины похожи на театральные сцены некой карнавальной постановки — рыцарь полуобнаженный, то скачет на своей кляче, то становится объектом сексуальных домогательств полуобнаженных прелестниц, то лежит в кровати, рядом с кипой романов в ночном колпаке и, прикрыв глаза, мечтает о походах, женщинах и подвигах. Забавно, смело, и все равно очень трогательно!

Марсель Пажо. Черное солнце Дон Кихота, XXI век

Марсель Пажо родился в 1945 году во французской деревушке. Немного проучившись в художественной школе в Анже, он ее бросил — не хотел надолго расставаться со своей возлюбленной Ману. Эту рыжеволосую девушку мы видим почти на всех его картинах, она станет его музой, его Дульсинеей. Пажо рисует либо Дон Кихота, либо сцены карнавала. Сейчас он иллюстрирует современные французские романы.

Марсель Пажо. Нападение. Дон Кихот, XXI век

Марсель Пажо. Кошмар Дон Кихота, XXI век

Картину «Дон Кихот. Создание картины» Марсель Пажо написал в 2010 г., она стала знаковой работой, где художник объединил все темы, над которыми работал многие десятилетия. Пажо изобразил собственную мастерскую, на мольберте - неоконченная картина с обнаженной дамой, на нее пристально смотрит Дон Кихот, старость и желание встречаются с молодостью, у мольберта — сам художник. Автопортрет!

Марсель Пажо. Дон Кихот. Создание картины, XXI век

Октавио Окампо

Современный мексиканский художник и декоратор Октавио Окампо смог проиллюстрировать весь роман Сервантеса всего одной картиной, потому что он не просто художник — он мастер метаморфоз. В его портрете Дон Кихота зашифрованы события двухтомного романа: здесь прячется Санчо Панса, Дульсинея, проступают «видения» героя, а также мельницы и чудовища, с которыми сражался храбрый рыцарь.

Октавио Окампо. Видения Дон Кихота, 1989г

Дон-Кихот, созданный разными художниками, вызывает жалость, удивление, смех или улыбку. Но главное — то, что этот безрассудный и благородный идальго, искренний и изящный, готовый бороться за справедливость и истину, заслужил всеобщее глубокое уважение и искреннюю симпатию.

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть