Начала петь оперу, когда ей было уже далеко за тридцать: контральто с мировым именем Лили Чукасян - RadioVan.fm

Онлайн

Начала петь оперу, когда ей было уже далеко за тридцать: контральто с мировым именем Лили Чукасян  

2021-10-20 23:54 , Немного О..., 3270

Начала петь оперу, когда ей было уже далеко за тридцать: контральто с мировым именем Лили Чукасян

Армянка Лили Чукасян на протяжении многих лет считалась одной из ведущих в мире контральто. Знаменитая оперная певица, контральто с мировым именем, американка армянского происхождения, она выступала на сценах большинства ведущих оперных театров мира в сопровождении самых известных симфонических оркестров. Лили начала карьеру в 40-х годах как концертная певица, но не добилась широкого признания, пока не начала петь оперу, когда ей самой было уже далеко за тридцать. Лили Чукасян превратилась в одно из ведущих контральто мира на протяжении 60-х и 70-х годов, особенно долгой и успешной была ее карьера Метрополитен-Опера. Ею восхищались за звонкое сфокусированное звучание и прекрасную музыкальность. Чукасян часто пела, вопреки традициям, оратории по памяти.

Лили Чукасян родилась в Чикаго 1 августа 1921 года, и была младшей из трех детей в семье армянских иммигрантов перебравшихся в США вскоре после геноцида армян 1915 года, который унес жизни их родителей и некоторых членов большой дружной семьи. Первым языком, который выучила Лили, был армянский, потому что родители говорили на нем дома. Английским девочка овладела только в школе. Лили начала заниматься музыкой, когда пела в местном церковном хоре и на занятиях в старших классах школы, и еще в школе начала зарабатывать деньги тем, что выступала на радио и различных мероприятиях. После школы она начала учиться вокалу уже гораздо более серьезно у Филипа Мануэля, у которого брала уроки более двух десятилетий. В 1941-м, в возрасте 20 лет, она вышла замуж за Джорджа Гэведжана, друга ее старшего брата. Это был очень счастливый брак, продолжавшийся более 46 лет, до смерти Джорджа в 1987 году.

В качестве профессиональной концертной певицы Лили начала выступать с 40-х годов, в основном, в Чикаго и иногда за его пределами. Самым большим успехом в ее карьере был концерт в январе 1955 года, когда дирижер Бруно Вальтер выбрал Чукасян для солирования во 2-й симфонии Малера в сопровождении Чикагского симфонического оркестра. В то же время она училась в Северо-западном университете.

В 1956 году Чукасян был поставлен диагноз — рак молочной железы и врачи дали ей всего шесть месяцев жизни. При поддержке семьи она решила бороться с болезнью, и ей пришлось перенести радикальную мастэктомию, осложнившуюся инфекцией, из-за чего понадобились три дополнительные операции. И все-таки Лили победила страшный недуг, и ее жизнь вернулась в нормальное русло.

Удивительно, но дебют Лили Чукасян на оперной сцене состоялся только в 1959 году. Когда ей было 38 лет, она выступила с партией Адальджизы в «Норме» Винченцо Беллини, на сцене Оперного театра Арканзаса – ее порекомендовала режиссеру театра сопрано Барбара Стивенсон, которая пела Норму. Дебютное выступление Лили имело оглушительный успех и стало сенсацией в оперном мире.

В 1960-м она создала свою вторую оперную роль, цыганку Азучену в «Трубадуре». Затем, в начале 1961-го, она пела партию Амелфы Тимофеевны в кантате «Александр Невский» Прокофьева в сопровождении Нью-Йоркского филармонического оркестра. Вскоре после этого выступления певице предложили контракт с Метрополитен-Опера, но она отказалась, потому что боялась, что ей придется проводить слишком много времени вдали от ее семьи. Тогда же состоялся европейский дебют Чукасян в роли Иродиады в «Саломее», а уже в ноябре она пела Амнерис в «Аиде».

Лили Чукасян в роли матери-настоятельницы из оперы «Сестра Анджелика» Пуччини, 1975 г

В разгар ее прорыва к славе Лили обнаружила новое образование в оставшейся груди. Она никому ничего не сказала, выполнила свои обязательства по выступлениям в Нью-Йорке, Балтиморе и Европе, после чего обратилась к врачам, прошла через еще одну мастэктомию и быстро поправилась. В 1962-м она приняла новое предложение от Метрополитен-Опера и дебютировала на его сцене 9 марта 1962 года в «Джоконде» с партией Слепой, матери главной героини.

Лили Чукасян в роли цыганки Азучену из «Трубадура» и Лучано Паваротти, 1971г

На протяжении 24-летней карьеры в Метрополитен-Опера Чукасян исполнила множество главных ролей и еще больше второстепенных партий, продолжая активно гастролировать как концертная исполнительница.

В 1984 году, во время исполнения партии в опере «Расцвет и падение города Махагони», с ней на сцене случился сердечный приступ и певица не смогла продолжить выступление. После этого её карьера затормозилась. Её последнее выступление в театре прошло 17 февраля 1986 года в роли Кормилицы в опере Гуно «Ромео и Джульетта» с Нил Шикофф в роли Ромео и Кэтрин Мальфитано в роли Джульетты

Лили Чукасян в 1986 году

После ухода со сцены, Чукасян присоединилась к преподавательскому составу вокального факультета Музыкальной школы Йельского Университета. В 2002 году она была награждена медалью Университета Сэнфорда.

Лили Чукасян скончалась в 2012 году в своем доме в городе Брэнфорд в возрасте 90 лет.

В публикации использованы материалы peoples.ru, connecticutmag.

Лента

Рекомендуем посмотреть