Первый иллюстратор «Книги скорбных песнопений» Нарекаци: отточенная техника Григора Мличеци поражает с первого до последнего листа рукописи - RadioVan.fm

Онлайн

Первый иллюстратор «Книги скорбных песнопений» Нарекаци: отточенная техника Григора Мличеци поражает с первого до последнего листа рукописи

2021-10-26 20:02 , Минутка истории, 412

Первый иллюстратор «Книги скорбных песнопений» Нарекаци: отточенная техника Григора Мличеци поражает с первого до последнего листа рукописи

Пожалуй, больше нигде, за исключением Византии, книжное искусство не достигало таких высот, как в Киликийской Армении. Более того, отдельные киликийские мастера даже превосходили в нем своих греческих «коллег». В Средние века книжная миниатюра, наряду с иконами, восполняла отсутствие станковой живописи как таковой, а поскольку для армянских церквей иконопись по большому счету была нехарактерна, то именно в миниатюру местные художники вкладывали весь свой талант.

Основными центрами переписки и оформления книг в Киликии были монастыри, в значительной части которых существовали крупные скриптории и возникали соответствующие художественные школы. Среди киликийских монастырей, известных своими каллиграфами и миниатюристами, – Дразарк, Ромкла, Скевра, Акнер, Грнер, Млич.

На всем своем протяжении киликийская живопись отличается исключительным разнообразием красок, их сочностью, яркостью и контрастностью. На страницах рукописей соседствуют всевозможные оттенки красного, синего, зеленого, желтого, лилового, широко применяется золото.

Кто же создавал все это великолепие? История сохранила для нас имена ряда киликийских каллиграфов и миниатюристов, об одном из которых мы сегодня и рассказываем.

Около 40 лет работал в монастыре Скевра (Киликия), снискав прозвание «известнейшего» и «хваленого» писца и став одним из лучших представителей скеврской школы. Сохранились 5 рукописей мастера, которые занимают особое место в истории искусства киликийской миниатюры, отличаясь по стилю от других произведений. Мастерство Григора Мличеци, проиллюстрировавшего и «Книгу скорбных песнопений» Григора Нарекаци, сыграло важную роль в развитии нового стиля киликийской миниатюры и оказало большое влияние на развитие армянской живописи.

Григор Мличеци. Книга скорбных песнопений. 1173. Портрет Григора Нарекаци

Дата и место рождения художника точно неизвестны. Предположительно он родился не ранее 1150-х годов в Мличе. Учителями художника стали Констандин (создатель миниатюр к Венецианскому Евангелию 1193 года, подражание творческой манере Констандина присутствует в работах Григора Мличеци) и Вардан (он упоминается самим Григором Мличеци в памятных записях в качестве священника). Художник работал в Скевре, начиная с 1173 года (хотя существует и точка зрения, что основным местом его работы была не Скевра, а Ромкла).

Он является автором миниатюр не менее пяти манускриптов. Наибольшую художественную ценность представляют миниатюры к «Книге скорбных песнопений» Григора Нарекаци и миниатюры Скеврского (другое название по месту длительного хранения — Львовского) Евангелия.

Иллюстрации к «Книге скорбных песнопений» были созданы по заказу архиепископа Тарса Нерсеса Ламбронаци, известного киликийского богослова, руководившего деятельностью Скеврского скриптория. Наиболее ценными в художественном отношении являются четыре изображения Григора Нарекаци: «Григор-философ», «Григор-стражник», «Григор-отшельник», «Григор Нарекаци, преклоняющий колени перед Христом». Изображения сюжетно связаны с текстом 72-й главы «Книги скорбных песнопений».

Григор Мличеци. Книга скорбных песнопений. 1173. Портрет Григора Нарекаци

На каждой из миниатюр Григор Нарекаци изображен с нимбом и на золотом фоне. Портреты расположены на разворотах рядом с титульными листами глав, так изображали евангелистов в Евангелиях. Некоторые исследователи считают возможным портретное сходство.

Работу по переписке и иллюстрации Скеврского или Львовского Евангелия мастер начал в Мличе, а завершил в Скевре в 1198 или 1199 году. Рукопись долгое время хранилась в армянской общине Львова. Она исчезла во время II мировой войны во время массового переселения местных армян в Польшу. Манускрипт считался утерянным. Он был обнаружен в местечке Гнезно (Польша) в 1993 году, в настоящее время хранится в Национальной библиотеке Польши.

Григор Мличеци. Скеврское Евангелие. 1198—1199гг

Скеврское Евангелие считается одним из лучших произведений раннего этапа киликийской книгописной традиции. По словам швейцарского искусствоведа А. фон Эува, характеризующего работу Г. Мличеци: «художественная зрелость и глубина мысли, выдержанность стиля и отточенная техника мастера поражают с первого до последнего листа рукописи; впечатляет его художественное осмысление текста, выражаемое сопровождающими текст иллюстрациями на полях»

С именем художника связывают и Тигранакертское Евангелие 1173 года, не дошедшее до нашего времени, и Тохатское Евангелие 1174 года (не сохранилось, существуют чёрно-белые фотографии, в обоих Евангелиях упоминается имя Григора в качестве миниатюриста и писца).

Художник скончался после 1215 года. Именно к этому времени относится последняя иллюстрированная им книга.

Лента

Рекомендуем посмотреть