«Вы или никто!» — сказал Параджанов Овсепу Караляну, уговаривая его стать художником своего фильма «Цвет Граната» - RadioVan.fm

Онлайн

«Вы или никто!» — сказал Параджанов Овсепу Караляну, уговаривая его стать художником своего фильма «Цвет Граната»

2021-10-30 19:30 , Минутка истории, 320

«Вы или никто!» — сказал Параджанов Овсепу Караляну, уговаривая его стать художником своего фильма «Цвет Граната»

«Все разговоры, варианты сценария, эскизы, сомнения настолько вошли в мою жизнь, что до сих пор „Цвет граната“ — это какой-то большой дневник взаимоотношений двух Великих, свидетелем общения которых я была», — вспоминала о днях работы своего отца над фильмом «Цвет граната» Белла Каралян. Её отец — художник Овсеп Каралян, на чьих полотнах получила отражение яркая и многогранная жизнь старого Тифлиса. Он и Сергей Параджанов — «два Великих», о которых она писала.

Заслуженный художник Армянской ССР Овсеп Каралян (1897–1981)

Эскизы к «Цвету граната»

«Вы или никто!» — сказал Параджанов однажды тонко чувствовавшему Тифлис Караляну, уговаривая его стать художником своего фильма о Саят-Нове. Так началась работа над эскизами к «Цвету граната». Каралян мастерски разработал костюмы главных героев фильма, а также воинов, монахов и монахинь, банщиков и строителей. Художник создал к картине Параджанова более шестидесяти работ: «Монах-мастер фрески», «Армянка-крестьянка», «Крестьянский мастер», «Монах из Санаина», «Карабахский мальчик», «Карабахец», «Католикос Казар». Результатом Сергей Параджанов остался очень доволен. «Я понял: Каралян — один из немногих, кто, поработав с Параджановым, передал ему частичку своего „я“», — говорил оператор фильмов Параджанова Альберт Явурян.

Овсеп Каралян. Эскизы костюмов к фильму «Цвет граната»

Тифлис в жизни художника

Овсеп Каралян родился в 1897 году в Тифлисе в семье виноторговца. Творчество Караляна — результат влияния художественной культуры Тифлиса конца XIX – начала XX века. Он получил образование в Тифлисской школе изящных искусств, где вместе с ним учились скульптор и художник Ерванд Кочар, архитектор Каро Алабян, живописцы Геворг Григорян (Джотто) и Александр Бажбеук-Меликян.

Овсеп Каралян. «Чашка кофе», 1965. Национальная галерея Армении

Овсеп Каралян жил в Тифлисе до начала 1930-х годов, затем до начала 1940-х — в Москве, где окончил Высший художественно-технический институт (ВХУТЕМАС). С 1953-го и до конца жизни художник обосновался в Ереване, где прошла наиболее значимая пора его творчества.

Овсеп Каралян. «В город», 1958. Национальная галерея Армении

На полотнах Овсепа Караляна старый Тифлис вместе со своими обитателями обретает вторую жизнь. Темы и сюжеты его картин навеяны впечатлениями и воспоминаниями детства и юности, становящимися осязаемыми с помощью красок и кистей. Черты вечного проступают в изображаемых им будничных явлениях жизни — продавец угля забредает в тихий крытый дворик («Продавец угля»), где-то в другом месте за кубком вина безмолвно коротают время приятели («Харчевня у моста»), а герои «Семейного портрета» будто сидят перед объективом фотокамеры.

Овсеп Каралян. «На улице», 1950. Национальная галерея Армении

Плакаты. Выставки

В 1942 году в ереванском издательстве АРМГИЗ вышла проиллюстрированная и оформленная Овсепом Караляном книга «Мы победим. Армянские писатели Отечественной Войне». В послевоенные годы художник обращался к искусству плаката. Он выполнил плакаты «Что колхоза, что своя — одинаково мила» (1954), «Целина — источник зерна» (1956), «Армению превратим в цветущий сад» (1961), «Промышленный ток дай в срок» (1962), «Щедрость земли — на благо народа!» (1972).

Работы Овсепа Караляна экспонировались на зарубежных выставках в Турции (1921), Болгарии (1967) и Венгрии (1973). Персональные выставки художника проходили в 1968-м и 1983-м в Ереване, в 1969-м — в Москве и Новосибирске. Сегодня его произведения представлены в Третьяковской галерее, Национальной картинной галерее Армении и Музее Востока.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть