История одного шедевра: «Женщина с зонтиком» и погоня Клода Моне за… призраком - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Женщина с зонтиком» и погоня Клода Моне за… призраком

2021-11-14 21:45 , История Одного Шедевра, 248

История одного шедевра: «Женщина с зонтиком» и погоня Клода Моне за… призраком

Клод Моне честно признавался, что кроме живописи и садоводства ни на что больше не годен. И пожалуй, хуже всего ему удавалась роль мужа, особенно в первый раз.

Камилла Моне оказалась одной из самых несчастных и печальных женщин во всей истории живописных героинь и жен художников. 18-летняя натурщица Камилла Донсье, дочь торговца, позировала юному красавчику Моне для картины «Женщина в зеленом», одной из самых успешных и стремительно прославившихся. Картину не просто приняли в Салоне, но и удостоили нескольких лестных отзывов. Камилле приятно, Моне счастлив, они молоды, влюблены и им кажется, что все прекрасное в их жизни только начинается.

Клод Моне. Камилла или портрет дамы в зелёном платье, 1866г

Следующие несколько отчаянных лет Камилла и Клод живут в сырых, холодных комнатах, часто без света и отопления и очень часто без еды. Бывает, что Ренуар приезжает к ним в гости, чтобы писать вместе с Клодом (в том числе - и Камиллу), и привозит немного хлеба – на несколько дней хватает.

Иногда среди ночи они собирают вещи и бегут из очередного сельского домика, зная, что наутро не смогут заплатить хозяину долг за несколько месяцев. Клод работает с утра до вечера, как одержимый, не получая ни одобрения в официальном Салоне, ни признания среди заказчиков. Его картины не покупают. Хотя бы за 30, за 50 франков – он готов получить любые копейки. Когда Камилле придет время рожать, Моне уедет искать вдохновения – не очень-то похоже на безумную любовь.

Издалека он будет в письмах умолять Фредерика Базиля выслать голодной Камилле денег, взывая к его человеколюбию, а вернувшись ненадолго, почти с удивлением обнаружит, что ребенок его по-настоящему радует. Отец и тетка Моне, узнав о его любовнице, отказывают в содержании и требуют бросить и возлюбленную, и новорожденного сына.

Клод Моне. Камилла Моне с ребенком, 1875г

Клод пишет Камиллу взахлеб, постоянно – и почти на всех портретах в глазах Камиллы такая бездонная пропасть и такая непоправимая печаль, что опознавать ее среди моделей художника можно именно по этой безнадежности. Она умрет в 32 года, в 1879-м, в страшных мучениях, всю заботу о ней во время тяжелой болезни возьмет на себя другая женщина, Алиса Ошеде, которая к тому времени будет в доме Моне чувствовать себя полноправной хозяйкой.

Пройдет больше 10 лет – и призрак Камиллы с зонтиком Моне случайно увидит, возвращаясь вечером после пленэра в своем саду в Живерни. На насыпи, на фоне огромного неба, стояла его падчерица Сюзанна. «Вылитая Камилла в Аржантее! Завтра придем сюда, ты мне будешь позировать!».

Клод Моне. Женщина с зонтиком (Камилла Моне и сын Жан), 1875г

Он ставит Сюзанну в нужную позу, запрещая шевелиться и гонясь за призраком давно ушедшей за горизонт Камиллы. Он в ярости пинает ногами один из двух этюдов, рвет холст, Сюзанна теряет сознание от зноя, Моне в отчаянии – у него ничего не получается.

Клод Моне. Женщина с зонтиком, повернута вправо (этюд), 1886г

Клод Моне. Женщина с зонтиком (этюд фигуры, смотрящей налево), 1886г

У женщины с зонтиком, повернутой влево, и у женщины с зонтиком, повернутой вправо, не видно лица. Критики в один голос заявляют, что это шедевры, по сравнению с первой картиной, написанной в Аржантее, более динамичные, идеально уравновешенные, мастерски исполненные и создающие ощущение живописной целостности. Но когда видишь все три рядом, трудно отделаться от мысли, что безликие, застывшие в правильных позах правая и левая женщины – два неподвижных призрака той легкой, внезапно повернувшейся к художнику, тревожной, еще живой, но уже готовой скрыться за холмом Камиллы.

P. S.

Картина была выставлена под названием «La Promenade» («Прогулка») вместе с 18-ю другими работами Моне на второй выставке импрессионистов в галерее Поля Дюран-Рюэля в апреле 1876 года. Несмотря на несколько благожелательных отзывов, картина осталась практически незамеченной.

В ноябре 1876 года Моне продал картину румынскому врачу-гомеопату и коллекционеру живописи Жоржу де Беллио, после смерти которого она перешла по наследству его зятю Эрнесту Донопу де Монши и дочери Викторин, в собственности которых оставалась по крайней мере до 1897 года. В 1924 году владельцем картины являлся известный промышленник-шоколатье Жорж Менье. В 1965 году «Женщина с зонтиком» была приобретена американским филантропом Полом Меллоном, передавшим её в дар Национальной галерее искусств в 1983 году, где она и находится по сей день.

В публикации использованы материалы arthive.

Лента

Рекомендуем посмотреть