Художник, нарисовавший весь последний путь Сына Божьего: совершенное мастерство графика и гравера Тиграна Полада - RadioVan.fm

Онлайн

Художник, нарисовавший весь последний путь Сына Божьего: совершенное мастерство графика и гравера Тиграна Полада

2021-11-17 20:52 , Минутка истории, 257

Художник, нарисовавший весь последний путь Сына Божьего: совершенное мастерство графика и гравера Тиграна Полада

Тигран Полад — одна из ярчайших фигур армянской артистической диаспоры, в частности французской, однако, к сожалению, не слишком хорошо известная. Может быть, потому, что графика по своей популярности и доступности значительно уступает живописи. А мастером Тигран Полад был отменным.

Он родился в египетской Александрии у отца успешного и богатого Петроса Полада, дружного с самим Погосом Нубаром-пашой, и матери-польки, пианистки Фелисии Кразиньской.

Семья перебралась во Францию, где юный Тигран стал изучать юриспруденцию в Сорбонне и, судя по всему, имел отличную перспективу. Тем не менее юридическую карьеру оставил навсегда и занялся искусством, поступил в знаменитую Академию Жюльена․

Вскоре случилось событие, определившее судьбу Тиграна-художника. Он встретился с Эдгаром Шаином, одногодком, тоже «жюльеновцем», уже известным офортистом. Он-то и заразил Тиграна любовью к эстампу и преподал секреты сложной и трудоемкой техники. Потом он путешествовал по Италии, вернулся в Париж, и офортные страсти захватили его навсегда. В отличие от очень многих художников Тигран Полад не любил богемной парижской жизни. Он женился, родилась дочь. В 1910-м Тигран Полад переехал из шумной столицы в тихий маленький Шарпон. Там и проработал вплоть до последнего дня жизни.

Тигран Полад. Каирский базар

Работал он плодотворно и углубленно — гравюра, офорт не терпят быстроты и поспешности. Первый успех пришел с первой иллюстрированной книгой — «Колодцем Святой Клер» Анатолия Франса, которая с 16 офортами была издана в 1904 году. Иллюстрации Полада не пропали в книжном мире и были отмечены критиками. Всего он иллюстрировал почти два десятка книг. Самой значительной из них стали «Басни» Лафонтена с 70 офортами. Это одна из вершин творчества Полада.

Фредерик Сапатье, авторитетный мэтр, назвал Полада безукоризненным гравером. Виртуозный резец запечатлел сцены французской жизни. Художник не только сам переосмыслил великого баснописца, но и предложил новое прочтение читателю. Совершенное мастерство Полада раскрыло, казалось, доселе неизвестные грани творчества Лафонтена. «Басни» Лафонтена были изданы крошечным тиражом — всего 130 экземпляров, — рассчитанным на продвинутых библиофилов, знатоков гравюры, ведь все иллюстрации были оригинальными подписными оттисками самого Полада. К счастью, два экземпляра добрались до Национальной галереи Армении.

Пребывая в далеком Шарпоне, Полад участвовал во многих престижных выставках в Париже, в крупных армянских акциях. Он стал членом профессиональных международных организаций граверов.

В 1948 году архиепископ Шартра заказал Поладу иллюстрации к Новому завету, Полад остановил свой выбор на «Дороге Креста». Сделал крупные монументальные офорты, всего 14 листов. Весь путь Креста, вплоть до Распятия.

Весь последний путь Сына Божьего. Мужественные, необычайной силы композиции. Минимум изобразительных средств — максимум художественного напряжения. Каждый лист — страница великой человеческой трагедии, воплощенной в черно-белом офорте. Это работы необыкновенной эмоциональной и духовной мощи. Серия, названная сюитой, фактически завершила творческий и земной путь замечательного художника. Он скончался в 1950 году.

Сегодня в коллекции Национальной галереи Армении находятся около 100 листов его произведений, значительная часть из которых была подарена парижанами Агаси Дарбиняном и Ришаром Жераняном.

В публикации использованы материалы nv.am.

Лента

Рекомендуем посмотреть