«Незнание — не довод. Невежество — не аргумент»: Бенедикт Спиноза — один из наиболее значимых философов эпохи Просвещения - RadioVan.fm

Онлайн

«Незнание — не довод. Невежество — не аргумент»: Бенедикт Спиноза — один из наиболее значимых философов эпохи Просвещения

2021-11-24 21:41 , Немного О..., 389

«Незнание — не довод. Невежество — не аргумент»: Бенедикт Спиноза — один из наиболее значимых философов эпохи Просвещения

Голландский мыслитель Бенедикт Спиноза был ведущим философом 17-го века, который в эпоху Просвещения представлял западноевропейское течение натурализм. Вдохновленный идеями Рене Декарта, он использовал рациональный метод и сформулировал собственную точку зрения о познании, Боге и жизненном смысле. Его труды оказали большое влияние как на современников (Фосса и Гюйгенса), так и потомков (Гегеля, Шеллинга, Эйнштейна).

Бенедикт Спиноза

Всякое действие, внутреннее или внешнее, Спиноза связывал с материальным миром, который существовал во вселенной, построенной «в соответствии с порядком вещей». Человек, чье тело наделено аффектами, мог достигнуть радости и гармонии, руководствуясь разумом, логикой, законами, желаниями и интуицией.

Реальность мира философ определял, как и большинство натуралистов, этика которых изначально строилась на чисто природных способностях. Поэтому понятие «воля бога» он объяснял объективными причинами, наотрез отметая предположения о свободе воли и случайностях.

Краткая Биография

Бенедикт, или Барух, де Спиноза родился 24 ноября 1632 года в Амстердаме, в семье голландских евреев-сефардов, изгнанных из Португалии. Отец его торговал фруктами, а мать помогала ему в лавке, занималась домашним хозяйством и следила за пятерыми детьми.

Следуя традициям религиозных предков, будущий философ ходил в специализированную школу, где, помимо общеобразовательных предметов, изучали Талмуд и иврит.

Мальчик был у преподавателей на особом счету, поскольку его отец был довольно богатым купцом. Спинозу заставляли читать средневековых еврейских философов, комментарии к Талмуду и Ветхому Завету, учить древний язык своего народа. Учителя и община хотели, чтобы потом мальчик стал раввином и богословом. У Бенедикта были все предрасположенности к этому. Ему легко давалась учеба, он глубоко задумывался над работами философов-евреев, особенно над трудами Уриэля Акосту. Огромный вклад в получение знаний внесло и то, что Барух посещал учебное заведение Франциска Ван ден Эдена. Знакомство здесь с античной историей, культурой, философией, литературой полностью изменило мировоззрение Спинозы. Он стал увлекаться изучением латинского языка, естествознанием, математикой. Любимым философом стал Рене Декарт, которого Бенедикт уважал за вольнодумство, свободомыслие, критическое отношение ко всему живому и неживому. Именно то, что Декарт подвергал все сомнению, особенно истины, которые считались общепринятыми, очень импонировало Спинозе. Ведь он получил еще одно подтверждение тому, что все надо проверять и делать логические заключения, основываясь на своих наблюдениях и знаниях.

Приверженность другим традициям и серьезное увлечение европейской философией обеспокоили ортодоксальных членов еврейской общины. Они требовали, чтобы Спиноза отрекся от новых идей и вернулся к истинной вере. Раскол в отношениях непокорного молодого человека и руководителей общины стал заметен тогда, когда Бенедикт нашел и указал на противоречия между богословием евреев и Ветхим Заветом. Он стал подвергать сомнению догматы, которые касались следующих истин: сотворение мира, загробная жизнь, божественность Священного Писания.

После угроз последовали уговоры и подкуп. Философу обещали, если он вернется обратно в иудаизм и отречется от еретического образа мышления, большую ежегодную пенсию. Спиноза отказался, за что поплатился. На него было организовано покушение. Отец Бенедикта очень тяжело переживал поведение сына и его отход от еврейских канонов. Он надеялся, что со временем его наследник одумается и продолжит семейное дело. Так и случилось, но не по желанию самого Спинозы.

Отец умер в 1654 г., завещав коммерцию и торговлю сыну. Тот несколько месяцев пытался руководить компанией отца, но понял, что лучше философии ничего нет. Он добровольно отказался от наследства и занялся дальнейшим изучением европейских философских трактатов, создавая и свои. За этим последовало полное отлучение от иудаизма, изгнание из родной общины. Ее руководство пошло дальше. Оно приказало Спинозе навсегда покинуть Амстердам.

Памятник Спинозе в Амстердаме

За пределы Нидерландов философ не выехал. Он просто сменил место жительства, выбрав не городскую местность, а сельскую. По мнению мыслителя, тут существовали идеальные условия для того, чтобы думать и развивать картезианскую философию.

Чтобы как-то зарабатывать, Спиноза научился шлифовать оптические стекла, т. е. линзы. Это стало приносить ему хоть какой-то доход. В свободное от работы время философ писал и преподавал своим единомышленникам. Их было немного, но все они с увлечением слушали учителя. Вскоре Спинозу воспринимали только как вольнодумца и атеиста, из-за чего к нему стала враждебно относиться протестантская церковь Голландии. Из-за преследований священников Спиноза все время менял местожительство, пока не обосновался окончательно в Гааге.

Гравюра на обложке одной из работ Спинозы

Философ много писал и публиковал, но только одна работа вышла под его настоящим именем. Остальные трактаты Бенедикт издавал анонимно. Тем не менее авторство иногда удавалось установить, что делалось поводом для травли мыслителя. До конца своих дней трудился над очередным трактатом, который был издан уже посмертно. Умер Спиноза от туберкулеза 21 февраля 1677 г. Ему было всего 44 года, из которых он почти двадцать лет страдал от болезни. Постоянное вдыхание пыли от шлифовки линз усугубило туберкулез, как и курение, которым постоянно увлекался философ. Все имущество мыслителя распродали, последнюю работу опубликовали анонимно. Труды Спинозы были запрещены в Голландии на следующий год после смерти философа.

Произведения

Для своих учеников мыслитель написал сочинение «О боге, человеке и его разуме». Этот трактат философ создавал в течение двух лет, закончив его к 1660 г. Спустя три года появился трактат под настоящим именем Спинозы, где были изложены тезисы картезианства. Называлась эта работа «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом». Следующие работы выходили не так часто, как первые две. К остальным произведениям Бенедикта относятся:

«Богословско-политический трактат» (1670) – против власти иудеев и кальвинистских клерикалов. Говорил Спиноза о том, что философия свободна от религии, каждый человек может трактовать Библию так, как понимает ее. В этой же работе Спиноза поддержал республику как основу государственного строя.

«Богословско-политический трактат»

«Этика, доказанная в геометрическом порядке» (1675).

«Политический трактат» (1677), продолжение предыдущего сочинения.

Повторное открытие работ Спинозы произошло в XVIII–XIX вв., когда европейская философия стала возрождаться под влиянием политических, социальных и экономических изменений на континенте.

P. S.

За смешение понятий из разных областей знания философа критиковали современники и последователи, а некоторые находили в «еретических» идеях признаки кабалы и оккультных наук. Но, несмотря на это, цитаты Спинозы распространились и со временем стали афоризмами. Ниже приводим 15 цитат великого мыслителя:

  • Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение.
  • Когда остаешься один, нужно точно знать, с кем ты остаешься.
  • Свобода — осознанная необходимость.
  • Понимание — начало согласия.
  • Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
  • Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.
  • Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
  • Требуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.
  • Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определённое дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
  • Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
  • В желании выражается сущность человека.
  • Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.
  • Тоска — это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи.
  • Ссылка на авторитет не есть довод.
  • Ничто нельзя произнести столь точно, чтобы оно не было ложно истолковано.

Лента

Рекомендуем посмотреть