Доспех воинов древней Армении: диадема (часть 5) - RadioVan.fm

Онлайн

Доспех воинов древней Армении: диадема (часть 5)

2021-12-04 22:55 , Минутка истории, 1412

Доспех воинов древней Армении: диадема (часть 5)

В коллекциях памятников материальной культуры древней Армении выделяется небольшая группа украшений, которые одновременно представляли собой и предметы защитного снаряжения. К этой группе относятся металлические, так называемые налобные пластины (диадемы), часть которых богато орнаментирована. Такие пластины имеют по одному сквозному отверстию на концах, или свернуты трубочкой для стягивания на затылке посредством ремешков. Они нашивались на матерчатую или кожаную основу, чтобы было удобно их носить. Кроме того, мягкая основа металлической пластины смягчала удар оружия противника и служила дополнительной защитой.

Наиболее ранние находки налобных пластин в Армении происходят из богатых лчашенских курганов XIV—XIII веков до нашей эры. Лчашенские налобные пластины сильно фрагментированы, длина их доходит до 40—45 см, ширина по всей длине 4—5 см и лишь концы пластин слегка округлены. Аналогичную форму и размеры имеет серебряная пластина из погребения Гегаротского могильника, датируемая XIV—XIII веками до нашей эры. Несколько иная форма у артикских налобных пластин, относящихся к XII—XI векам до нашей эры. Их средняя часть слегка расширена, но концы их не только закруглены, но и сужены. Все они бронзовые, гладкие, лишенные какой-либо орнаментации.

Исключение составляет налобная пластина такой же формы из другого погребения, которая богато орнаментирована. Вся ее лицевая поверхность покрыта точечным узором, образующим поясок, на котором находится изображение козла с загнутыми назад рогами, приподнятой мордой и вытянутыми задними и передними ногами. В центре пластины имеется изображение свастики, а края украшены спиралями с отходящими линиями, передающими, по всей вероятности, изображение змей. Орнамент в форме свастики известен не только на налобных пластинах. В виде росписей и вдавленных линий свастика часто встречается на керамике из Лчашена, Артика, Редкий лагеря, Еревана, Кировакана, Астхи блура, украшая днище, горло или тулово сосудов в сочетании с геометрическими узорами в виде крестов, спиралей, треугольников, а иногда — с изображением коз.

Подобные орнаментальные мотивы на керамике Армении появляются в первой половине II тысячелетии до нашей эры и бытуют до конца железного века. Знаки свастики встречаются и на оружии (секиры из Артика, кинжалы из Куйбышева и Туманяна). Изображение свастики вместе с крестом и фигурой человека с приподнятыми руками и широко расставленными ногами можно увидеть на бронзовых ножнах кинжала из Акнера. Особенно многочисленны изображения свастики на оловянных и сурьмяных подвесках-амулетах из Редкий лагеря, Джархеча, Кировакана и других памятников начала I тысячелетия до нашей ры . Все эти изображения имеют не только художественное значение, а являются символами культа солнца, молнии, воды, плодородия. Поэтому диадемы, подобные артикской, можно рассматривать не только как предметы защитного снаряжения или украшения, но и как предметы культового назначения, позволяющие составить представление о древних верованиях племен Армянского нагорья.

Находки подобных пластин рассматриваемого типа довольно часты в памятниках Закавказья. Наиболее ранней является медная налобная пластина, происходящая из верхнего яруса могильника Квацхела эпохи ранней бронзы, украшенная изображением козла и птицы, которую исследователи памятника сравнивают с золотыми и серебряными диадемами из Ура. Большое количество бронзовых налобных пластинок найдено в погребениях XIV—XIII веков до нашей эры Тлийского могильника.

Золотая диадема эпохи Ванского царства, I тысячелетие до н.э.

Тлийские налобные пластины имеют прямоугольную форму, на их концах находятся по два отверстия для стягивания на затылке. Большинство пластин украшены изображениями свастик, орнаментов в виде шестиконечной звезды, вписанной в круг, крестов, ромбов и т. д. Встречаются также изображения коз, узоры из закрученных с двух концов спиралей, имитирующих изображения бараньих и бычьих рогов.

Большое количество налобных пластинок найдено в памятниках конца II — начала I тысячелетя до нашей эры в кургане у Елепендорфа, в погребениях Кедабека, Калакента, Кущи, Човдара, Доланлара, Мингечаура, Кармир Банка, Хачбулага и в слое III—I веков до нашей эры городища Кабалы. Все они гладкие, суженные, на концах имеют по отверстию. Бронзовые налобные пластины известны и за пределами Закавказья. Они довольно часто встречаются на Центральном и Северном Кавказе. В скифских курганах Северного Причерноморья также найдены налобные пластины, украшенные тисненными изображениями борющихся зверей и растительными узорами. Они обнаружены как в женских, так и в мужских погребениях.

Особо следует остановиться на орнаментированных диадемах из Лори-Берда, изготовленных из золотой фольги, украшенных изображениями животных и антропоморфных фигур. Эти диадемы представляли собой прекрасные произведения ювелирного искусства и были слишком тонки, чтобы служить защитным снаряжением.

Итак, рассмотренные налобные пластины из памятников Армении и Закавказья, за исключением лорибердских, являются украшениями и в то же время средством защиты в бою (как бронзовые пояса, пуговицы, бляхи, диски и т. п.). Пришитые к кожаной или матерчатой основе, такие бронзовые пластины толщиной 1 —1,5 см могли выдержать довольно сильный удар. Подтверждением этой мысли могут служить аналогичные налобные пластины на непокрытых головах деревянных статуэток богов из Кармир блура, изображающих воинов, вооруженных копьями, луками и стрелами в колчанах. Такая же налобная пластина имеется на лбу скифского царя из Толстой Могилы, вооруженного мечом, копьем, булавой, горитом и колчаном, одетого в чешуйчатый панцирь. Подобные пластины носили воины, особенно легко вооруженные лучники и копьеносцы, а иногда и колесничные, изображения которых известны в ассирийских памятниках. Эти налобные пластины охватывают лоб и чуть выступают над головой под углом, благодаря чему попавшие стрелы противника скользили, тем самым ослабляя удар. Особенно примечательно то, что ассирийские воины и, по-видимому, даже цари, изображались в налобных пластинках не только в сценах торжественных церемоний или охоты, но часто и в сценах боя, что дает возможность с полным основанием считать налобные пластины предметами защитного снаряжения.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть