Художница XVII века, ставшая иконой современных феминисток: Артемизия Джентилески – первая женщина, принятая во Флорентийскую Академию художеств (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Художница XVII века, ставшая иконой современных феминисток: Артемизия Джентилески – первая женщина, принятая во Флорентийскую Академию художеств (часть 1)

2021-12-17 19:12 , Немного О..., 250

Художница XVII века, ставшая иконой современных феминисток: Артемизия Джентилески – первая женщина, принятая во Флорентийскую Академию художеств (часть 1)

Ее биография легла в основу статей, фильмов, пьес, романов и, конечно же, жизнеописаний. Она писала по заказу великого герцога Козимо II Медичи, короля Филиппа IV Испанского, Карла I Английского и его супруги, королевы Генриетты Марии. Её называли La Pittura и The Paintress — Художницей — а поэты сравнивали с Авророй, Венерой и Талией, музой остроумия и лёгкой поэзии.

Она создала панно под названием «Влечение» по заказу Микеланджело Буонаротти Младшего (родственника великого художника) в доме Буонаротти во Флоренции. Знаменательно, что её первая художественная выставка прошла в этом же здании в… 1991 году.

Артемизия Джентилески, «Автопортрет в виде аллегории живописи» (1630-е). Королевская коллекция, Виндзор

Артемизия Джентилески – итальянская художница эпохи барокко, дочь живописца Орацио Джентилески, первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции.

Живописная манера Артемизии испытала не столько влияние отца Орацио Джентилески, сколько всеобъемлющее воздействие Караваджо, проявляющееся и стилистически, и тематически. Её живопись сочетает яркие драматические эффекты, выразительные светотеневые контрасты, насыщенные тона. В силу личных обстоятельств (Артемизия пережила позорный судебный процесс, связанный с сексуальным насилием), главной темой творчества Джентилески становится женская способность отстаивать собственное достоинство. Знаменитый итальянский искусствовед ХХ века Роберто Лонги называл её «единственной женщиной в Италии, которая знала что-либо о живописи». Лонги утверждал, что из 57-ми известных картин Джентилески, как минимум, 49 изображают женщин, подобных или даже равных мужчинам.

Артемизия Джентилески. Лукреция, 1621г

Почему итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески стала иконой современных феминисток? Какие нормы женского поведения, бытовавшие в эпоху позднего Возрождения, она нарушила? Как Артемизии удалось стать первой женщиной, принятой во Флорентийскую Академию художеств? И отчего на её картинах так много насилия? Ее реальная биография драматичнее любого романа.

Артемизия Джентилески. Автопортрет с лютней, 1617г

Начало непростого пути

Артемизия Джентилески родилась в семье известного в Риме 30-летнего художника Орацио Джентилески и его 18-летней жены Пруденции. У них были и сыновья: двое умерли в младенчестве, двое других выросли и тоже пытались рисовать, но до одарённости Артемизии им было далеко. Девочке исполнилось 12, когда её мать умерла, не пережив очередные роды. Орацио вскоре нашел жене замену, а Артемизию стал учить азам мастерства художника: на сыновей надежды было мало, зато дочь отличалась неуёмным трудолюбием и не по годам твёрдой рукой, её рисунок был просто превосходен по точности.

Артемизия Джентилески. Мария Магдалина в экстазе, 1610-е

Нужно понимать, что Орацио не мог обучить Артемизию всему – даже тому, что знал сам. Возможности женщин в те времена были ограничены: у них почти не было доступа к студийной практике, а Церковь категорически запрещала им изображать нагое мужское тело – за это вполне можно было угодить в тюрьму. Орацио не мог дать дочери достаточных знаний по очень простой причине. Ему и в голову не приходило готовить Артемизию для самостоятельной карьеры художницы – он просто растил себе помощницу для работы над крупными заказами.

Орацио был знаком с Караваджо. И он хорошо понимал, как важно для получения заказов придерживаться моды. Но самое большее, чему он смог научить Артемизию, – это караваджиевской светотени. Грубый реализм Караваджо был уже чересчур: Орацио Джентилески тяготел к образам более идиллическим и смягченным.

Однако юная Артемизия, этот сгусток ума и энергии, понимала, что ей нужно большее. Нужны, например, знания о законах передачи пространства, о перспективе. И нужен тот, кто мог бы её всему этому научить.

Вскоре такой человек нашёлся. Флорентийский художник Агостино Тасси, имевший «выходы» на Шипионе Боргезе и даже Папу Павла V, приехал в Рим для работы. «Вечный город» переживал один из периодов подъема, папство сумело привлечь гигансткие средства для строительства новых дворцов и церковных комплексов. Орацио Джентилески понимал, что сам он никогда бы не получил таких выгодных заказов, потому быстро сошёлся с Тасси и согласился работать вместе с ним «на вторых ролях» на росписях дворца Роспильози.

Дальнейшее широко известно, хотя и неверно истолковано. Красивая и талантливая Артемизия стала ученицей Тасси, который её изнасиловал. Был суд. Разбирательство длилось 7 месяцев. Артемизию подвергали унижениям вроде гинекологического освидетельствования и даже физическим пыткам: тогдашнее правосудие принимало за неоспоримую истину показания, данные под пытками. Многие феминистки, отстаивающие равноправие женщин, уверены: это Артемизия выиграла суд, наказав насильника (Агостино получил год тюрьмы, с Артемизией они больше никогда не увидятся).

Но на самом деле эта история далека от однозначности. Да, Артемизия Джентилески подверглась поруганию. Но потом целый год она делила ложе со своим насильником и признавалась на суде, что испытывала к нему симпатию. И, разумеется, Артемизия не могла быть инициатором суда: во-первых, у неё не было таких прав, во-вторых, в её интересах было скрыть свой позор и, веря обещаниям Тасси, она продолжала надеяться, что он женится на ней.

В суд подал её отец, Орацио Джентилески. В те времена изнасилование девственницы рассматривалось как поругание чести семьи. Весь Рим судачил о связи Артемизии и Агостино. Это был позор всего рода Джентилески – с таким «пиаром» Орацио просто не смог бы делать дальше успешную карьеру. Но, по итальянским законам XVII века, всё можно было исправить, принудив насильника жениться на своей жертве. В ходе долгих и грязных разбирательств выяснилось, что Тасси, во-первых, уже женат, а во-вторых, неоднократно обвинялся в изнасилованиях, так что стать мужем Артемизии Джентилески он не смог бы, даже если бы рвался.

Для Артемизии это было двойное предательство: во-первых, отец поставил свою карьеру выше её счастья. Во-вторых, Тасси не только принудил её к сожительству, но и подло одурачил. В 1612 году, в перерывах между судебными заседаниями, она напишет свою знаковую вещь – картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Это будет подражание одноименной картине Караваджо, но написанное с гораздо большей экспрессией и едва ли не с большим мастерством. Юдифь, хладнокровно отрезающую голову, точно ломоть от буханки хлеба, Джентилески рисовала с себя. Олоферна – со своего любовника Агостино Тасси.

Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна, 1612г

Артемизия много раз будет повторять этот сюжет, изживая болезненные переживания. Насилие над женщиной станет темой и других её картин.

Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы, 1610г

А неизбежным продолжением этой темы сделается насилие ответное – кровавая и страшная женская месть («Иаиль и Сисара»).

Артемизия Джентилески. Иаиль и Сисара, 1620г

Всего через месяц после завершения суда Артемизия вышла замуж за человека по имени Пьерантони Стиаттези – одни называют его художником, другие помощником адвоката в суде. Факт в том, что вместе с мужем Артемизия, порвав с семьёй, сразу же уехала во Флоренцию, чтобы начать жизнь с чистого листа.

Продолжение следует…

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть