Художница XVII века, ставшая иконой современных феминисток: Артемизия Джентилески – первая женщина, принятая во Флорентийскую Академию художеств (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

Художница XVII века, ставшая иконой современных феминисток: Артемизия Джентилески – первая женщина, принятая во Флорентийскую Академию художеств (часть 2)

2021-12-18 21:18 , Немного О..., 1746

Художница XVII века, ставшая иконой современных феминисток: Артемизия Джентилески – первая женщина, принятая во Флорентийскую Академию художеств (часть 2)

Продолжение

С чистого листа

Всего через месяц после завершения суда Артемизия вышла замуж за человека по имени Пьерантони Стиаттези – одни называют его художником, другие помощником адвоката в суде. Факт в том, что вместе с мужем Артемизия, порвав с семьёй, сразу же уехала во Флоренцию, чтобы начать жизнь с чистого листа.

Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе мученицы, ок.1615г

Флоренция была центром наук и искусств: даже Рим по сравнению с ней воспринимался провинцией, и Артемизия Джентилески, одна из умнейших женщин своего времени, понимала, что здесь она сможет многому научиться и многого достичь. К 1617 году она уже имеет довольно прочное положение: ей покровительствует всесильный Козимо Медичи, она приятельствует с влиятельнейшей Кристиной Лотарингской, принимает участие в светской жизни, дружит и переписывается с Галилеем и, разумеется, работает. Очень много работает.

«Сделать себе имя» женщинам-художницам в XVII веке было почти нереально. К ним относились с предубеждением. Достаточно сказать, что Артемизия не имела права самостоятельно не только подписывать договоры о работе, но даже покупать краски. Всё это делал для неё муж, ставший распорядителем её дел. Крупных заказов на росписи общественно значимых объектов женщины тоже не получали: им оставалось довольствоваться частными предложениями, писать портреты и натюрморты.

Артемизия Джентилески. Аллегория славы, 1635г

Однако Артемизия изначально осознавала себя как исторического живописца. Её талант никогда не был по-женски камерным. Это была по-настоящему эпическая манера письма, мощная и уверенная. Безусловно, такая сильная личность, как Артемизия Джентилески, страдала от ограничений, накладываемых её полом. Это стесняло и творчески, и финансово. Она была вправе претендовать на большее. И она победила: когда Артемизия официально стала членом Флорентийской Академии живописи, она юридически сравнялась в правах с мужчинами.

Её жизнь была очень насыщенной. Артемизия интересовалась литературой, наукой, театром. По-видимому, она сама музицировала – на одном из автопортретов она изображена с лютней.

Пишет Джентилески день и ночь, к тому же она постоянно беременна: вскоре у них с мужем было уже четверо детей. Но и долги растут. Частные заказы всё время повторяются, это выматывает, но не приносит удовлетворения и достаточных средств.

В 1619-м умирает покровитель Артемизии Козимо Медичи. В течение ближайших лет она теряет двоих детей и понимает, что больше не видит смысла оставаться во Флоренции. Артемизия Джентилески возвращается в Рим. Отец и братья приняли её холодно. Но это уже не имело большого значения. Артемизия вернулась не как опозоренная беглянка. Она вернулась как знаменитый художник. И Рим положил славу к её ногам. Её признали, с ней считались. У неё появился богатый и красивый дом. Она победила!

Артемизия Джентилески. Портрет гонфалоньера, 1622г

Вскоре брак Артемизии дал трещину: муж больше не мог оставаться в её тени. Артемизия была слишком занята, чтобы посвящать ему время, и он стал искать утешения на стороне. Расстались они вполне полюбовно. Так Артемизия Джентилески смогла позволить себе то, чего не мог никто из женщин до неё, – рассчитывать на общественное признание, будучи не замужем, зарабатывать на жизнь своим собственным трудом.

Её клиентами становятся европейские князья и принцы, король Людовик XIII и королева Мария Медичи, герцог Баварии обещает осыпать её золотом, если Артемизия приедете в Мюнхен, английский король Карл I зовёт её в Лондон.

Артемизия Джентилески. Клеопатра, 1610-е

Артемизия Джентилески пишет в основном женщин. Натурой для них часто служит её собственное тело. Это всегда очень сильные, доминантные женщины, управляющие собственной судьбой. Такие, как Клеопатра. Или римская героиня Лукреция. Или сама Артемизия.

Продолжение следует…

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть