Художница XVII века, ставшая иконой современных феминисток: Артемизия Джентилески – первая женщина, принятая во Флорентийскую Академию художеств (часть 3) - RadioVan.fm

Онлайн

Художница XVII века, ставшая иконой современных феминисток: Артемизия Джентилески – первая женщина, принятая во Флорентийскую Академию художеств (часть 3)

2021-12-20 21:21 , Немного О..., 1316

Художница XVII века, ставшая иконой современных феминисток: Артемизия Джентилески – первая женщина, принятая во Флорентийскую Академию художеств (часть 3)

Продолжение

Печальный финал

В 1629-м году 36-летняя Артемизия опять круто меняет свою жизнь. Как только что-то переставало её удовлетворять, она с завидным мужеством решалась на перемены. На этот раз она едет в Неаполь, где был самый динамичный художественный рынок. Неаполь в те времена – испанская колония, а испанский король – величайший в Европе коллекционер. Его наместники в Неаполе скупали всё мало-мальски ценное. Артемизия приехала в город как звезда, как мэтр. Она основала здесь свою собственную художественную школу, не побоявшись диких неаполитанских нравов. Художники Неаполя не признавали честной конкуренции: они могли отравить соперницу или подлить в её краски кислоту. Артемизия даже обращалась к нунцию за разрешением, чтобы её слуга мог всегда носить оружие. Фактически, у неё первой из художниц появился телохранитель.

Артемизия Джентилески. Аллегория риторики, 1650г

В Неаполе Артемизия выдаёт замуж свою старшую дочь. Но у неё подрастает и младшая дочка, отец которой неизвестен. Ясно, что девочка – незаконнорожденная. Таких детей в XVII веке принято отдавать в приют, но Артемизия Джентилески воспитывает её сама, в который раз бросая обществу вызов и не боясь его осуждения.

Общество платило ей тем, что упорно не желало признавать: Артемизия Джентилески – не менее крупный художник, чем её современники-мужчины. Ей всё так же тяжело финансово, а она мечтает скопить достаточное приданое и для своей младшей девочки. Устав бороться с обстоятельствами, Артемизия принимает предложение о работе в Британии.

Артемизия Джентилески. Святая Магдалина, отвергающая символы быстротечности, XVII век

Именно там, при дворе Карла I, она спустя много лет встретилась со своим отцом. Перебравшийся в Лондон Орацио Джентилески получил заказ на роспись потолка во дворце королевы Генриетты-Марии в Гринвиче. Но он слишком дряхл, чтобы справиться с таким колоссальным объемом работы, и дочь, забыв былые обиды, приходит ему на помощь. Их работы, где доля участия Артемизии была несравненно больше, подписаны «Орацио и Артемизия Джентилески». И это демонстрирует не только благодарность дочери, но и её способность к прощению – то, на что способны только сильные личности.

Артемизия Джентилески. Кающаяся Магдалина, 1629г

Через 2 года отец скоропостижно скончался, а Артемизия вернулась в Неаполь. Её последнее десятилетие полно лишений и непрестанной работы. О том, что Артемизия не имела признания, которого заслуживала, говорит простой факт: дата и причина её смерти не известны. Предполагается, что она погибла во время эпидемии чумы в 1653 году, но это неточно. Её настоящая слава пришла к ней в ХХ веке. Сейчас именем Артемизии Джентилески называют феминистсткие организции и женские отели, о ней пишут романы и снимают кино. Артемизия вдохновляет женщин не только своим творчеством, но и самой своей жизнью.

Заглавная иллюстрация: Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе святой Екатерины, 1615г

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть