Страницы из истории живописи: какими символами «кодировали» художники время, и как оно обозначено в искусстве? (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Страницы из истории живописи: какими символами «кодировали» художники время, и как оно обозначено в искусстве? (часть 1)

2021-12-22 21:16 , Минутка истории, 231

Страницы из истории живописи: какими символами «кодировали» художники время, и как оно обозначено в искусстве? (часть 1)

Время беспрепятственно движется в одном направлении — только вперед. Люди примирились с его неумолимым ходом и упорядочили свое мироустройство годичными циклами, сменой времен года, уже не говоря о неизменном чередовании дня и ночи. Какими же символами «кодировали» художники время, и как оно обозначено в искусстве?

Братья Лимбург. Январь. Роскошный часослов Герцога Беррийского. 1409−1416гг

Два берега Стикса

Сезонная символика пользовалась особой популярностью в погребальной культуре Древнего мира. Изображение смены времен года, символизирующей чередование расцвета и угасания жизни, обнадеживало тех, кто оставался по эту сторону Стикса, и должно было служить утешением для тех, кто покидал мир живых. Надгробия и саркофаги украшали сюжетами, напоминающими о бренности земных радостей и неизменном возрождении.

Например, на рельефе крышки саркофага 130—150 гг. н. э. (коллекция Метрополитен-музея) времена года обозначаются животными, запряженными в повозки. Так медведи означали весну, львы — лето, быки — осень, кабаны — зиму. На фронтальном рельефе саркофага четыре Эрота держат гирлянды, в которые вплетены цветы, соответствующие временам года: колосья злаков, грозди винограда, плоды граната и листья лавра.

Кстати, производные от этой символики использовал Альбрехт Дюрер в ксилографии «Философия»: овальная гирлянда разделена на четыре части, каждая из которых состоит из ветвей растения, выступающего знаком какого-либо времени года: весну представляет лавр, лето — ветви винограда со спелыми гроздьями, осень — клен, зиму — дуб.

Существовали различные варианты персонификации времен года. И если в 1 в.н.э. зима, весна, лето и осень изображались, как правило, в женском обличье, то потом они почему-то приобрели мужские очертания. Крылатые, полные жизни юноши изображены на саркофаге-леносе, известном как «Бадминтонский саркофаг» (260—270 гг. н. э.). Весна изображен с рогом изобилия и зайцем; Лето — с корзинкой с колосьями, серпом (сломан) и венком из колосьев; Справа от Весны — Бог Океан, полулежит на крае овала и льет на землю воду из кувшина; Справа от Диониса — Осень держит корзинку, полную плодов фиги; Зима — с парой уток и связкой камышей. Они символизируют дары процветания и блаженства, которые Дионис преподносит благочестивым покойникам.

«Трепал сегодня ветер календарь….»

Поделив календарный год на 12 периодов, человек дал имя каждому из месяцев, предоставив людям возможность точку опоры для развития культа астрологии. Календари в современном понимании вошли в обиход благодаря молитвословам, которые служили руководством для чтецов и певцов на клиросе. Одно из канонических изобразительных решений календаря создали в 15 веке братья миниатюристы Поль, Жан и Эрман Лимбурги, работая над «Великолепным часословом герцога Беррийского» (Très Riches Heures du Duc de Berry). Иллюстрированная рукопись была заказана герцогом Жаном Беррийским в 1410—1411 годах и осталась незавершённой после смерти художников и их заказчика.

Братья Лимбург. Времена года. Май

Братья Лимбург. Времена года. Апрель

Сам по себе календарь не был редкостью для часословов, но восторг по сей день вызывают иллюстрации цикла «Времена года». Все в них было замечательно: и сюжеты, и композиции, и, конечно, исполнение драгоценными материалами: золотом, ультрамарином, который ценился на вес золота. По миниатюрам можно изучать быт тех времен — настолько тщательно выписаны одежда персонажей, детали изображенных атрибутов… Сюжеты — от сезонных работ крестьян (сбор винограда, жатва и т. д.) и заканчивая занятиями герцогов и их приближенных: охота, парадные обеды, свадьба, куртуазные сценки. Каждая иллюстрация увенчивается соответствующей небесной полусферой, на которой изображена солнечная колесница, знаки зодиака и его градусы, а также количество дней в месяце и буквенные обозначения юлианского лунного календаря.

Братья Лимбург. Времена года. Июнь

Братья Лимбург. Времена года. Декабрь

«Вереницею недель кружит время карусель…»

Тема времен года была довольно популярна в европейском искусстве. Циклы нередко заказывали художникам, и эти найти разработки можно найти почти у всех мастеров.

Самой оригинальной признана серия Джузеппе Арчимбольдо (1563−1573), которая сразу привлекла внимание поклонников чудного таланта. Первый вариант «Времен года» он создал при Максимиллиане, в честь праздника Нового года, и второй — уже при императоре Рудольфе. Самого правителя он, кстати, изобразил в образе Вертумна — древнеиталийского бога времен года и даров земных, бога превращений, метаморфоз и природного изобилия.

Джузеппе Арчимбольдо. 4 сезона. Весна. Первая серия, 1563г

Джузеппе Арчимбольдо. 4 сезона. Лето. Первая серия, 1563г

Джузеппе Арчимбольдо. 4 сезона. Осень. Повтор серии, 1572г

Джузеппе Арчимбольдо. 4 сезона. Зима (серия Лувра) 1573г

При всей необычности изобразительного решения Арчимбольдо точно отобразил дух каждого сезона. Лето похоже на веселую румяную старушку, осень — серьезный дедушка. Весна — жизнерадостная клоунесса, на щеках которой полыхает алым цветом заря, а замыкает цикл картина «Зима». Тему старости иллюстрирует сухое дерево в образе старика, который зябко кутается в накидку из соломы. На ветке — зимние плоды: апельсин и лимон.

По-своему решил задачу Никола Пуссен, создав в последние годы жизни цикл картин «Времена года» (1660—1665).

Никола Пуссен. Осень, 1660-е

Пуссен соединил определенное состояние природы с одной из ветхозаветных тем. Для Осени выбрал тему из ветхозаветной книги Чисел о посланцах Моисея в страну обетованную. В сюжете «Зима» вы не найдете конкретного изображения зимы, но картина пронизана ощущением холода, поскольку автор изобразил сцену из всемирного Потопа — люди борются за жизнь на фоне суровой холодной природы.

Никола Пуссен. Зима. Всемирный потоп

Весна — это Земной рай с фигурами Адама и Евы.

Никола Пуссен. Весна, 1664г

В композиции «Лето, или Руфь и Вооз» мастер изобразил жатву, соединив с сюжетом о моавитянке Руфи. Благородная простота и спокойное величие объединяют работы.

Никола Пуссен. Лето

Конечно, эту тему не обошел и Питер Брейгель Старший.

Питер Брейгель Старший. Жатва. Цикл "Времена года", конец лета, 1565г

Питер Брейгель Старший. Возвращение стада. Цикл "Времена года", поздняя осень, 1565г

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. Цикл "Времена года", январь, 1565

Питер Брейгель Старший. Сенокос. Цикл "Времена года", раннее лето, 1565

Продолжение следует…

Заглавная иллюстрация: Андрей Ремнёв. Времена года, 2002

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть