История любви, породившая шедевры: в романе Валентина Серова и Ольги Трубниковой не было шекспировских страстей, но… (часть 3) - RadioVan.fm

Онлайн

История любви, породившая шедевры: в романе Валентина Серова и Ольги Трубниковой не было шекспировских страстей, но… (часть 3)

2022-02-04 20:11 , История любви, породившая шедевры, 1367

История любви, породившая шедевры: в романе Валентина Серова и Ольги Трубниковой не было шекспировских страстей, но… (часть 3)

Продолжение

Друзья, родные и поклонники Серова были в восторге от Ольги Трубниковой — не в последнюю очередь потому, что понимали: она не помешает его работе. Особенно заметно это стало позднее, на фоне второго брака Репина. В письме Елизавете Мамонтовой Илья Остроухов рапортовал: «Его жена мне понравилась. Очень миленькая, маленькая блондинка с красивыми глазами, простая, очень скромная. Так как она стеснялась много говорить при мне, то мне не удалось выяснить ее духовную физиономию; но, по-видимому, она еще далеко не определилась, еще очень молода, несильна, и потому влияния на мужа быть не может».

Друзья, родные и поклонники Серова заблуждались. Ольга Федоровна оказывала на мужа огромное влияние — мягкое, практически невидимое для постороннего глаза, но абсолютное и решающее. Как ни банально звучит, она стала для Серова воплощением дома, в который он неизменно возвращался. С годами между Серовым и Трубниковой установилась та особая связь, то взаимопонимание, что не требует ни слов, ни красивых жестов. Все вокруг знали, что Серов — великий молчальник. Но только Ольга Федоровна различала оттенки, понимала, что означает то или иное молчание — одобрение, осуждение или, к примеру, отсутствие интереса к предмету дискуссии. Когда Серов делался по-особенному угрюм, она знала, что его срочно нужно везти в Париж или Рим (где он всегда приободрялся) и могла по звуку шагов в прихожей определить, доволен ли муж тем, как прошел его день.

Валентин Серов с женой в Риме, 1911г

Хорошая жена

В этом браке не было бурных страстей и открыточной романтики, но было другое — любовь, преданность, забота и кажущаяся со стороны скучной, но цементирующая все привычка. Кто бы ни позировал Серову во дворцах и в далеких землях — княгини, наследницы великих империй, голая Ида Рубинштейн — он всегда возвращался домой.

Ольге Федоровне приходилось брать на себя многое — выполнять функции прораба на домашних строительствах, заботиться о детях (их у Серовых было шестеро).

Валентин Серов. Дети, 1899г

Впрочем, Серов никогда не относился к браку потребительски. За годы совместной жизни его чувства к жене не потускнели и не растрескались, словно старый красочный слой. В письмах она по-прежнему была «девочкой» и «Лелюшкой». И портрет жены, написанный на седьмом году брака, куда светлее по колориту и настроению.

Валентин Серов Летом. Портрет Ольги Серовой, 1895г

Смерть Валентина Серова стала для Ольги Трубниковой страшным ударом. «Я до сих пор не могу опомниться, так все это быстро произошло! Такую чувствую пустоту, такое одиночество, несмотря на то, что у меня шесть человек детей. Сейчас мне их жаль, но они не радуют меня…» — писала она в письме Марии Цетлиной, героине одного из самых знаменитых портретов Серова. — «Может быть, со временем войду опять в жизнь, а пока меня решительно ничего не интересует… Надо стараться быть здоровой, продолжать жить, но вот это слово „надо“ — ужасно!».

Ольга Трубникова пережила мужа на 16 лет. Замуж она больше не вышла и посвятила себя его наследию — детям, внукам, творчеству.

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть