«Вы любите жизнь, а я люблю то, что дороже жизни, – Свободу!»: Дереник Демирчян - RadioVan.fm

Онлайн

«Вы любите жизнь, а я люблю то, что дороже жизни, – Свободу!»: Дереник Демирчян

2022-02-06 18:37 , Немного О..., 1898

«Вы любите жизнь, а я люблю то, что дороже жизни, – Свободу!»: Дереник Демирчян

Писатель Дереник Демирчян наиболее известен, как автор исторического романа «Вардананк» об армянском спарапете Вардане Мамиконяне, в котором отражена освободительная борьба армянского народа против персидского ига в 450-481 годах.

Дереник Карапетович Демирчян (Դերենիկ Դեմիրճյան) родился 6 февраля 1877 года в Ахалкалаки — городе на территории Грузии, населенном в основном армянами. После окончания школы в Тифлисе он стал членом армянской литературной группы «Вернатун» (Верхний дом), названной так из-за того, что члены этого круга встречались в резиденции поэта Ованнеса Туманяна на 5 этаже. Первую свою книгу стихов Демирчян опубликовал уже в 1899 году. Разочарование в жизни, чувство одиночества, невзаимная любовь — это всё отражено в раннем творчестве поэта. С 1905 по 1909 год писатель учился на педагогическим факультете Женевского университета, а затем, проведя несколько лет в Тифлисе, в 1925 году переехал в Ереван.

В 1920-е годы было поставлено несколько его пьес, в первую очередь – самая известная у него постановка «Храбрый Назар». Описанный Демирчяном как пьеса для «взрослых, похожих на детей, и взрослых, похожих на детей», «Назар Храбрый» был впервые поставлен в 1924 году. Впоследствии она была поставлена профессиональными постановками в Ереване, Тифлисе и Баку, превращена в оперу, а затем и в фильм.

С середины 1920-х годов, помимо написания пьес, Демирчян начал писать и публиковаться в других жанрах прозы, включая рассказы, романы и детские рассказы. В 20-е годы он занимал должность ученого секретаря зудожественного отдела Института науки и искусств АрмССР, в 1927 стал председателем Союза армянских трудовых писателей, а уже в 1934 году писатель вступил в Союз писателей СССР. Произведения Демирчяна в основном посвящены историческому прошлому Армении, переменам в результате революций и художественному изображению человеческой сущности.

Дереник Демирчян и Аветик Исаакян

Также Демирчян написал монументальный исторический роман «Вардананк» о Вардане Мамикояне и освободительной войне армянского народа в 451 году. В романе подчеркнута мысль, что творцом истории является народ. Неоконченный роман Демирчяна «Месроп Маштоц» повествует о жизни выдающегося армянского просветителя и ученого IV-V веков.

Дереник Демирчян также был известен как переводчик с русского языка. Особенно почитаем его перевод «Мертвых душ» Гоголя. Писатель был заслуженным деятелем искусств и академиком, награжден орденом Ленина и Трудового Красного Знамени. Он оставил многочисленные труды по литературоведению, языкознанию, историографии и искусствоведению.

Дереник Демирчян продолжал работать и публиковаться вплоть до самой смерти в 1956 году.

Армянин

Эссе «Армянин» выдающегося армянского писателя было впервые напечатано 2-го августа 1920 года и с тех пор воспроизводилось достаточно редко, главным образом в армянской печати Диаспоры. Ниже приводим выдержки из него.

…Вы понимаете хоть что-нибудь в Армянине?.. Какое необычное, загадочное создание. Какое обманчивое. Одна видимость. А сам он, как его опишешь? Напрасный труд – искать его суть. Находишь и сразу видишь, что это снова видимость. У него беспокойное лицо, не дает себя нарисовать. Его национальный образ тоже необычен. Числом едва ли не самый малый, страданиями превосходит всех, по времени – самый древний, в своей участи – самый неизменный. Положение страны самое невыгодное, а он упорнее других народов цепляется за свою страну. Каким безнадежным кажется его будущее, но какие надежды он питает! Заметим, что в жизни ему совершенно незнакомы две вещи, две крайности – удача и отчаянье. Как узнаешь его, как измеришь? Его мера чрезмерность – удивительное равновесие в крайностях! Взгляните, это ли Армянин: этот торгаш, буржуа – самое мелочное из всех существ и самое сытое из всех животных? Как безжалостно его унижают – в состоянии ли он измерить высокие материи нашего мира своими фунтом и аршином? Не даст ни гроша на общеполезное дело. А в один прекрасный день, глядишь, помер, завещав все свое состояние обществу. Вот и пойми, что он был за человек…

…Где революция – там Армянство. Принадлежащий к партии Армянин всегда склонен к крайностям. Сражается одновременно на трех фронтах – против Шаха, против Султана, против Царя. Впрочем, всякий Армянин немного ширакец, подобно Дон Кихоту. Он видел самую ужасную резню и не образумился. Его ориентация в пользу отсутствующих. Рядом татарин – он ждет русского. Пришел русский, обращает взор к европейцу. Пришел англичанин, снова ждет русского. Приходит русский, он его не принимает. Иди пойми – может, хочет создать свое государство... Одной рукой, царапая ногтями, создает это государство, другой – старается разрушить до самого основания. Почему все так, чем он недоволен, чего хочет?..

…Когда я смотрю на Армянина, его обида напоминает мне обиду орла, которого спустили вниз с высоких гор. Трепещет крыльями, падает на камни и мусор, пачкается, ломает крылья. Протягиваешь пищу – отказывается. Не любит ни рабства, ни счастья, предпочитает страдание и свободу. Он желчен, обособлен, но не таит в себе мелочной ненависти, незнакомой высоким горам. В его сердце глубокая скорбь плененного орла. Это hАйк, лишенный единственного условия своего существования – свободы.

«Ничего мне от вас не надо, – говорит он своим угнетателям, – оставьте себе свое ярмо, свое счастье, идите и живите мирно и счастливо. Вы любите жизнь, а я люблю то, что дороже жизни, – Свободу!»…

Лента

Рекомендуем посмотреть