Три «армянские» истории любви, породившие немало музыкальных шедевров - RadioVan.fm

Онлайн

Три «армянские» истории любви, породившие немало музыкальных шедевров  

2022-02-14 20:24 , История любви, породившая шедевры, 2591

Три «армянские» истории любви, породившие немало музыкальных шедевров

14 февраля во многих странах мира отмечается День святого Валентина или День всех влюбленных – праздник романтики, любви и нежности.

Специально к этому празднику мы собрали три «армянских» историй любви, которые, конечно же, породили немало музыкальных шедевров.

Газарос и Аракси Сарьяны

Композитор Газарос Сарьян и его супруга Аракси прожили вместе 30 лет. В ее воспоминаниях Газарос Сарьян предстает прежде всего как человек, который всю свою жизнь посвятил служению своему народу и никогда не сетовал на выпавшие на его долю испытания, не изменил своему оптимизму и готовности помогать людям…

Каждый миг, прожитый с мужем, был для г-жи Аракси заветным и знаменательным, ибо она жила исключительно интересами мужа, пытаясь всячески быть ему полезной, избавляя от будничных повседневных забот, чтобы ее любимый мужчина имел как можно больше времени для творчества.

«Я знала и понимала его заботы и не требовала излишнего или формального внимания к себе. Я и мой муж прожили вместе тридцать лет, и прожили, как в сказке...», - признавалась она.

Любовь супругов Сарьян тоже была не совсем обычной. Аракси – вторая жена Газароса. Первой была его однополчанка, с которой он к тому времени развелся. Все произошло в 1960-м, когда Газарос Сарьян был назначен ректором консерватории и уже вскоре знал всех ее студентов. Аракси не была исключением - их знакомство ограничивалось простыми взаимоотношениями преподаватель-студент. И все же именно этой девушке было суждено рука об руку пройти по жизни с этим незаурядным человеком и талантливым композитором. Как-то раз она случайно услышала, что ректор якобы собирается жениться на ней. «Мне было так неловко, мне казалось, что все думают, будто это я напрашиваюсь ему в жены…», - признавалась г-жа Аракси. Через некоторое время слухи эти затихли. Но однажды Аракси, оказавшись наедине с Газаросом Сарьяном, получила от него предложение руки и сердца. «Газарос очень спокойно спросил меня, знаю ли я, что в городе распространились слухи о том, что он хочет жениться на мне. Я не стала кокетничать и ответила, что никакого повода для этого не давала и вообще чувствую себя неловко. А он устремил на меня свой ласковый взгляд и сказал, что это неплохая идея, надо только утрясти кое-что».

Спустя месяц-полтора, 21 октября, Газарос ввел Аракси в семью Сарьянов. До женитьбы далеко уже не юный Газарос спросил девушку, не смущает ли ее разница в возрасте - все-таки 17 лет! Аракси ответила: единственное, о чем она не думала - так это о возрасте. Это обрадовало композитора: значит, он сумел сохранить в себе юношескую бодрость и жизнерадостность. Таким он оставался до самого конца жизни - молодым душой и телом, всегда исполненным свежих и новых идей.

Арам Хачатурян и Нина Макарова

Будущий композитор Нина Макарова познакомилась с уже известным Арамом Хачатуряном во времена учебы, в далеком 1939 году. Спустя годы в своих воспоминаниях Арам Ильич напишет:

«Раздался стук в дверь. Профессор Жиляев, в классе которого я изучал контрапункт, сказал «Войдите». И счастье вошло в образе скромной черноволосой девушки. Тихо села на стул в дальнем углу класса. Я посмотрел туда. На лице были написаны серьезность и сосредоточенность. Я посмотрел еще раз… Слова профессора почти не доходили до моего сознания. Я мучительно старался понять, о чем она думает, отчего так сосредоточена, почему так печальны ее глаза. В конце урока я понял, что не смогу жить, пока не выясню все эти вопросы. Можно сказать, я и по сей день выясняю их…». И далее: «Как и я, Нина Макарова изучала композицию в классе Н. Мясковского. Писала она талантливо, своеобразно. Я увлекся и ее творчеством, и ее красотой. Она казалась хрупкой, слабенькой. И я подал ей руку, чтобы вместе идти по жизни»…

В 1940-ом году в семье А. И. Хачатуряна и Н. В. Макаровой родится долгожданный сын Карен. Казалось, впереди молодую семью ждет только радость и благополучие…

Однако начало Отечественной войны заставило резко сменить весь уклад жизни. Нинa Макаровa вместе с ребенком и семьями других композиторов была эвакуирована в Свердловскую область.

В тяжелых условиях Нина Владимировна проведет около двух лет. Здесь появятся песни на тему войны. А Арам Ильич, работая в Перми над постановкой балета «Гаяне», в 40-градусный мороз, с отсутствием минимальных условий, напишет знаменитый «Танец с саблями»! В 1943 году семья вернется в Москву. Вскоре появится вокальный цикл «В дни войны», затем опера «Мужество», сюита-поэма «Как закалялась сталь», опера «Зоя», музыка к спектаклям, а далее - произведения для скрипки, фортепиано, виолончели, гобоя, арфы.

Их сын, Карен Хачатурян, кандидат искусствоведения, вспоминает:

«Жизнь нашей семьи не всегда проходила гладко, да она и не могла складываться гладко у двух композиторов, но была лишена меркантильности. Большое чувство сблизило этих двух музыкантов и наполнило все их отношения необычайной страстностью. Маму и папу объединяло ещё одно свойство: они все время думали о главной своей любви в жизни – о музыке, о творчестве».

Авет Тертерян и Ирина Тигранова

В тот день у Ирины Тиграновой в Ереванской государственной консерватории им. Комитаса был урок фортепиано. Дабы скоротать время в ожидании педагога, Ирина подошла к стенгазете и принялась ее читать. К ней подошел привлекательный молодой человек, как оказалось, редактор этой стенгазеты. Он был приятно удивлен тому, что незнакомая девушка интересуется содержанием его газеты. А может, он уже тогда каким-то образом почувствовал, что этой пухленькой девочке с двумя толстыми косами и туго набитым портфелем суждено сыграть важную роль в его жизни. Их вторая встреча произошла лишь год спустя. В течение последующих двух-трех лет они встречались, работали в консерватории, общались на профессиональные темы. Признаний и объяснений в любви в их истории не было. Просто в один прекрасный день они решили пожениться и создать семью. Это произошло в 1958 году.

Ирина была убеждена, что их встреча и замужество были предопределены свыше, это был брак, «заключенный на небесах». В этой жизни Ирине была отведена особая роль - сложная, ответственная, очень важная. Авет Тертерян был убежден и не раз говорил Ирине, что его миссия заключается в том, чтобы донести необычную, космическую музыку до сердец и душ людей.

Именно для осуществления этой божественной миссии судьба свела Авета Тертеряна с Ириной, с его «жертвой», как он сам называл ее. Кто еще мог столь смиренно терпеть долгие и длинные месяцы женского одиночества? Все заботы о семье были на ее плечах, и она безропотно несла эту ношу.

Авет, конечно, ценил самозабвенную преданность своей жены, всегда относился к ней с огромным уважением и нежностью. В одном из своих интервью композитор признался, что все свои симфонии он написал благодаря жене. А она в свою очередь отлично понимала, что ее любимый супруг принадлежит не только ей одной, но и всему человечеству, что ему в этой жизни отведена очень важная роль.

Лента

Рекомендуем посмотреть