История одного шедевра: на конкурсе на тему «Искушение Святого Антония», победил Макс Эрнст, а в вечность вошло творение Сальвадора Дали - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: на конкурсе на тему «Искушение Святого Антония», победил Макс Эрнст, а в вечность вошло творение Сальвадора Дали

2022-02-20 21:23 , История Одного Шедевра, 2170

История одного шедевра: на конкурсе на тему «Искушение Святого Антония», победил Макс Эрнст, а в вечность вошло творение Сальвадора Дали

«Искушение Святого Антония» Дали писал для конкурса. В 1945 году начались съемки фильма «Личные дела Милого друга», экранизации знаменитого романа Ги де Мопассана. Создатели фильма обратились к двенадцати современным художникам с предложением написать картину об искушениях Святого Антония, которая должна будет появиться в фильме.

Победу и гонорар в 2500 долларов получил Макс Эрнст со своим «Искушением Святого Антония»

Макс Эрнст. Искушение святого Антония, 1945г

А кроме того, звездные 8 секунд, в течение которых на экране появляется полотно – единственный цветной элемент в черно-белом фильме. Всем остальным, и Дали в том числе, полагалась оплата за участие в конкурсе 500 долларов. Среди участников были еще Стэнли Спенсер, Поль Дельво. Вот такой была конкурсная работа Доротеи Таннинг

а такой – Леоноры Каррингтон.

Почему в конкурсе победил Макс Эрнст, понятно: пожалуй, он один смог поднять уровень ужаса и демонического присутствия в этом сюжете до босховского. Обездвиженное тело Антония, атакованное мелкими алчными демонами, его голова, укутанная в полотно собственных одежд, создают удушающее впечатление. Но почему не победил Дали?

Сюжет о Святом Антонии – известная история отшельника, которого в безлюдной пустыне много ночей подряд атаковали демоны, не скупясь на искушения и пытаясь отыскать пределы его праведности, уязвимое место, удар по которому докажет бесконечную власть дьявола и неизбежную слабость даже самого стойкого в вере человека. Самое знаменитое, каноническое, изображение искушений Антония Великого в искусстве – это триптих Иеронима Босха.

Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих, XVI век

Но если Босх и тот же Макс Эрнст устраивают настоящий колористический ад на своих полотнах, населяют его демонами, угрожающими скалами и наводящей ужас архитектурой, главный ужас Святого Антония у Дали – это голая пустыня. Неоткуда ждать помощи, негде спрятаться.

Сальвадор Дали. Искушение Святого Антония, 1946г

Ирреальность происходящего – не такая уж нарочитая. Привычный порядок вещей нарушают только тонкие паучьи ноги, на которых угрожающе передвигаются лошадь и слоны. Символы искушений, которые они везут на своих спинах, на первый взгляд, даже не выглядят опасными. Скорее, напоминают дары от царей экзотических стран. Легко распознать искушение, когда оно приходит в виде отвратительного скользкого многоглазого демона с устрашающими когтями. И совсем непросто, когда диковинные животные несут на своих спинах золотые причудливые чаши и здания.

Обнаженная женщина в золотой чаше – это, конечно, символ сладострастия и плотского искушения. А символом силы и власти выступает второй слон вместе с обелиском, который он несет на своей спине. Это явная аллюзия к реальной скульптуре Лоренцо Бернини, установленной в Риме: обелиск на спине слона.

Дали даже ничего не приходится придумывать – готовый образ, словно выплывший из сновидения, к тому же, за столетия накопивший смыслы и репутацию. Он любил, когда отыскивались такие безумные образы посреди реальной жизни. Этот слон проплывал уже на горизонте в его картине «Сон, навеянный полетом пчелы…»

Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения, 1944г

За 8 секунд экранного времени, отведенного для конкурсной картины, зритель вряд ли проникся бы ужасом обнаженного, беззащитного Антония и расшифровал послание Дали. Его картины всегда требуют долгого и активного рассматривания. И как раз в этом он гораздо ближе к Босху.

Интересный факт: Годы спустя бразильское рекламное агентство Leo Burnett Sao Paulo, вдохновившись Дали, адаптировало сюжет к современности. Во главе «процессии» — символ доллара Джордж Вашингтон, стилизованный под богиню правосудия Фемиду. За ним следуют одряхлевший дядюшка Сэм — американская экономика, на теле которой сидит комар Усама бен Ладен, высасывая последние «соки». Далее идут Китай и арабские страны. А слоган у этой карикатуры-аллегории звучит так: Don’t be lost in the weird world of investment («Не теряйтесь в мире странных, непонятных инвестиций»).

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть