История одного шедевра: портрет Жанны Самари – одна из самых знаменитых работ Огюста Ренуара, поначалу недооцененная критиками - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: портрет Жанны Самари – одна из самых знаменитых работ Огюста Ренуара, поначалу недооцененная критиками

2022-02-25 20:57 , История Одного Шедевра, 9143

История одного шедевра: портрет Жанны Самари – одна из самых знаменитых работ Огюста Ренуара, поначалу недооцененная критиками

Крупнейший представитель французского импрессионизма, Пьер Огюст Ренуар вошел в историю искусства как «живописец счастья». На склоне лет он говорил:

«Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть очень большой живописью, оставаясь радостной… Главная функция человеческого существа — жить, первый долг его — уважать жизнь… Жизнь — это состояние, а не предприятие».

Художник очень много работал в области портрета. Его женские образы полны очарования и непосредственности. Блестящим примером является портрет актрисы Жанны Самари.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари, 1877г

Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника. Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны. В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку. Основные цвета, составляющие колорит картины — оттенки розового и зелёного. Стиль работы художника очень свободный, местами до небрежности, однако это создаёт атмосферу необычайной свежести, душевной ясности и безмятежности.

Кто же такая Жанна Самари?

Жанна Самари была парижской знаменитостью, многообещающей юной актрисой театра «Камеди Франсез». Парижский бомонд ею восхищался и стремился попасть на все премьеры, в которых на сцене появлялась Жанна. Она была настоящей селебретиз своего времени, а ее портрет – чем-то вроде центральной фотосессии в глянцевом журнале.

Жанна Самари

Огюст Ренуар тоже не отказался от предложения написать портрет Жанны Самари, когда родители девушки обратились к нему с этой просьбой. Она действительно была очаровательна, звонко смеялась, а ее кожа как будто светилась лучами. Чтобы понять свою новую натурщицу и создать не просто внешний портрет, а портрет ее внутреннего мира, художник даже героически посещал спектакли «Комеди Франсез».

«По-видимому, мне здорово хотелось видеть ее! Вот уж место, где на всем печать скуки… По счастью, она часто играла в пьесах Мюссе!», - вспоминал Ренуар спустя много лет.

Целомудрие и трогательное оберегание своей личной жизни художником не дают биографам шанса подтвердить догадки о романтических отношениях Огюста и Жанны, но, судя по воспоминаниям друзей, 20-летняя актриса была явно неравнодушна к Ренуару. Он же, скорее всего, был увлечен ее образом, женственным, трогательным, веселым, полным сил и радости. Ренуару было крайне важно писать Жанну в том пространстве, где она жила. Каждый день он прибегал к ней домой – и сразу же хватался за кисть, забывая иногда даже здороваться. Так появились целых три портрета актрисы.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари, 1878г

Надо сказать, что это новое увлечение придавало художнику уверенности в своем призвании и давало надежду на будущее. Это было время, когда импрессионистов нещадно ругали критики, время, когда они теряли доверие торговцев и часто голодали, когда две провалившиеся с треском выставки отбирали понемногу веру в собственные силы. Именно в это время, например, к Ренуару пришел один из торговцев с предложением подделывать картины Теодора Руссо.

Ко всем достоинствам и прелестям Жанны стоит обязательно добавлять прозорливость и тонкое чутье, потому что она безошибочно выбрала гения, который прославит ее. Если бы не Ренуар, о ней бы давно забыли. Сейчас бы никого не интересовало, что позже Жанна Самари вышла замуж за богача Поля Легарда. Он был так влюблен в юную актрису, что решился на свадьбу против воли своих родителей. У Жанны родились три дочери, одна из которых умерла в раннем возрасте, а сама актриса стала прекрасной матерью и даже написала детскую книгу.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари, 1877г

«Его можно есть ложкой»

А пока Жанна была еще звездой и о ней говорил весь Париж, критики разнесли ее портрет в пух и прах. Говорили о кричаще ярких одеждах на картинах Ренуара, о вызывающе насыщенном розовом фоне. Как до Тернера в Лондоне не было туманов, так до Ренуара женщины не носили яркой одежды. Он не просто позволял женщинам щеголять в изумрудно-зеленом на своих картинах, а навсегда изменил восприятие цвета, радости и праздника в головах людей.

Сейчас трудно представить, что когда-то портрет заслужил иронично-язвительный отзыв критика Луи Леруа. Он описал это произведение следующими словами: «Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В блюдо из красок одновременно входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!».

Однако кто теперь помнит этого критика? А «Портрет Жанны Самари» является одной из самых знаменитых работ художника.

В публикации использованы материалы artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть