Стали примером для тысяч соотечественниц: армянские женщины, не побоявшиеся начать борьбу за свои права - RadioVan.fm

Онлайн

Стали примером для тысяч соотечественниц: армянские женщины, не побоявшиеся начать борьбу за свои права

2022-03-08 20:41 , Минутка истории, 586

Стали примером для тысяч соотечественниц: армянские женщины, не побоявшиеся начать борьбу за свои права

Армянские женщины славились своим талантом, красотой и храбростью испокон веков. Роль женщины неоценима в становлении армянской государственности, культуры и религии.

Столетие назад жили сильные, бесстрашные армянские женщины, которые не боялись громко заявлять о себе и смело рассуждать об общественных проблемах – от гендерных до государственных. Женщины, которые не боялись открывать собственные журналы и предоставлять в них рабочие места – трибуны для высказываний – молодым девушкам. Столетие назад армянские женщины боролись за свои права, в том числе и на образование. В нашей сегодняшней подборке, приуроченной к 8 Марта – Международному женскому дню, мы собрали три такие истории.

Забела Асатур – Сипил

Забела Асатур (до замужества – Ханджян), более известная как Сипил. одной из первых пыталась решить важный вопрос – вопрос образования девочек в Османской империи. Издательница и активистка, она открыла несколько десятков школ в империи, сама учила детей и написала ряд учебников для них.

Она родилась в 1863 году в константинопольском районе Скутари (Ускюдар), обучалась во французской школе и армянской школе Святого Креста, а в 1879 году окончила Скутарский лицей.

Уже тогда Забела Асатур начала писать, чаще всего – о несправедливости, с которой сталкивались женщины на ее родине. В том же 1879 году поэтесса вместе со своими одноклассницами и при поддержке матери и тети основала Патриотическое общество армянских женщин. Целью этой организации было открытие армянских школ для девочек в провинциях Османской империи. Србуи Аланагян, тетя Сипил, лично ходила во дворец султана, чтобы получить на это разрешение. Созданное ими общество просуществовало 22 года – до массовых убийств армян в 1894-1896 годы. В 1908 году организация возобновила свою работу пока окончательно не закрылась в 1915-м. Только за первые пять лет существования общества было открыто 35 школ.

Асатур с юного возраста интересовал вопрос женского образования, поэтому она сразу же начала совмещать писательскую деятельность с активизмом. В 1879 году Сипил написала учебник «Практическая грамматика для современного армянского языка», который впоследствии стал классическим пособием, а также публиковала статьи об образовании и стихотворения для детей.

В 1882 году писательница вышла замуж за адвоката Гарабеда Донеляна, у супругов родилась дочь Адрине, которая впоследствии продолжила дело матери – открыла еще 20 школ для девочек. Вслед за мужем Асатур уехала из столицы в провинцию: они жили Биледжике, Бурсе и Анкаре. Несколько лет писательница преподавала в местных школах, пока в 1889 году не вернулась в Константинополь.

Развитию женского образования Забела Асатур посвятила несколько десятков лет, и впоследствии ее дело продолжили Мари Бейлерян и Забел Есаян. Умерла писательница в 70-летнем возрасте 19 июня 1934 года в родном городе – к тому моменту уже в Стамбуле.

Мари Бейлерян

Мари Бейлерян была примером для тысяч армянских женщин по всему миру, однако почему-то осталась в числе наименее узнаваемых представителей интеллигенции Западной Армении. В основном она известна как издательница журнала «Ардемис» (также встречается как «Артемис») – первого женского периодического издания в армянском мире. «Ардемис» писал о вопросах женской свободы, равенства, самоопределения, домашнего насилия и многих других актуальных проблемах.

О жизни Мари Бейлерян известно совсем мало. Среди современников писательница была известна благодаря своему дневнику, однако имя активистки, как и ее заслуги, было забыто после Геноцида армян. Бейлерян родилась в 1877 году в Константинополе. Училась в школе Есаян, где впоследствии стала преподавать. Согласно некоторым источникам, продолжала свое образование в заведении в константинопольском районе Пера. Еще студенткой она начала писать для популярной в Османской империи армянской газеты «Аревелк» под псевдонимом Калипсо. Полная энтузиазма, Бейлерян стремилась присоединиться к армянскому освободительному движению и вскоре решила вступить в партию «Гнчак». Ее лидеры решили, что писательница чересчур молода, чтобы стать членом партии, поэтому назначили ее корреспондентом. В 1890 году Бейлерян участвовала в демонстрации Кум-Капу, организованной партией «Гнчак» против армянского патриархата. А через пять лет активистка стала одной из организаторов мирной демонстрации Баб Али в защиту проекта «Майских реформ». Турецкое правительство заочно приговорило писательницу к смерти: она сбежала в Египет. Там Бейлерян стала преподавать в армянской школе в Александрии, а в 1902 году открыла ежемесячник «Ардемис».

После восстания младотурков в 1908 году писательница вернулась в Османскую империю и стала преподавать в школе для девочек в Смирне (сейчас – Измир), а затем в Армянской школе Евдокии. Бейлерян продолжала писать до самой смерти – был опубликован ее сборник «Вверх».

Бейлерян считала, что западный феминизм несовместим с армянской действительностью. По ее мнению, в Армении женщинам сперва нужно добиться «естественных прав» – права на собственное мнение, возможности принимать решения и самостоятельно распоряжаться своей судьбой. И лишь затем поднимать вопросы об их общественно-политической роли в стране. Писательница критиковала отношения между супругами и положение женщины в семье, а также открыто говорила о суровых реалиях повседневной жизни армянской женщины.

Активистка также была недовольна системой образования: вместо того, чтобы давать девочкам реальные знания, в школах их обучали игре на фортепиано и французскому языку. Писательница предлагала воспитывать из девочек не хорошеньких леди, абсолютно не заинтересованных в образовании, а сильных девушек-идеалисток, готовых нести ответственность перед народом и страной.

Кроме того, Бейлерян стремилась замотивировать женщин строить карьеру, а общество – позволить им работать. Писательницу возмущало, что работающая женщина зачастую воспринималась как оскорбление достоинства мужчины.

При этом писательница не отвергала материнство или институт семьи. Женщина вовсе не обязана ставить в приоритет образование и ученую степень. Идеальной Бейлерян видела женщину, получившую образование и при этом имевшую семью. Женщину, способную самовыражаться, отстаивать свои права и вносить посильный вклад в развитие нации. Статьи писательницы воодушевили многих: «Ардемис» стал небольшим, но очень значимым островком, где каждая могла быть услышана, а Бейлерян – образцом для подражания и вдохновительницей тысяч армянских женщин по всему миру.

Шушаник Кургинян

Ада Габриелян. Шушаник Кургинян (1977). Национальная галерея Армении

Сегодня на стихи Шушаник Кургинян пишут песни, она стала лицом армянского феминизма. О ней теперь так и пишут: «армянская поэтесса-феминистка», как раньше «поэтесса-революционерка». И именно феминистки, а не литературоведы хранят память о ней: исследуют биографию, находят и размещают в общем доступе ее редкие фотографии.

Мадемуазель Пополчян (в замужестве Кургинян) ходила в русскую гимназию. Отец-ремесленник сделал все, чтобы дать своим детям хорошее образование. А Шушаник еще совсем крошкой проявила вкус к чтению. Вот и решили родители дать ей возможность продолжить учебу.

Молодежь тех лет загорались модными идеями перемен в обществе. Шушаник не просто увлекалась — она жила ими. Именно такой ее описывает писатель Аветик Исаакян в своих мемуарах. В те годы они оба принадлежали к одному кругу молодых александропольцев. Вскоре Шушаник вышла замуж за приятеля Аветика Исаакяна, Аршака Кургиняна. Аршак тоже увлекался литературой и хорошо в ней разбирался, но ему нужно было кормить семью. Он довольствовался вечерами в своем доме, на которых читались стихи и обсуждались последние новости. У супругов родилось двое детей, Шаварш и Аршакануш. Шушаник нежно любила их, но быт тяготил ее. Она никак не могла наладить хозяйство и уходила в себя, отдаваясь мыслям о судьбах народов, о революции.

Ее стихи полны революционного пафоса. Шушаник писала о рабочих, призывала к борьбе, воспевала ее. «Трезвон судьбы», «Смело вперед», «Рабочие» — о революционных стихах поэтессы упоминается во всех современных электронных энциклопедиях. Она действительно была очень предана идее всенародного счастья, Нового мира; тяжело переживала гибель «Кавказского Ленина» — Степана Шаумяна, расстрелянного в 1918 году лидера бакинских комиссаров. Через два года, в 1920-м, Шушаник основала во Владикавказе Армянский рабочий клуб имени Шаумяна.

Лента

Рекомендуем посмотреть