Все они полны тайн, загадок и захватывающих историй: самые уникальные средневековые рукописи (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Все они полны тайн, загадок и захватывающих историй: самые уникальные средневековые рукописи (часть 1)

2022-03-16 18:09 , История Одного Шедевра, 1557

Все они полны тайн, загадок и захватывающих историй: самые уникальные средневековые рукописи (часть 1)

Иллюминированные рукописи были главным способом творческого и художественного выражения в Средневековье. Религиозные собрания, бестиарии, гербарии – все они полны тайн, загадок и захватывающих историй. Но не это делает их уникальными, а то, что каждая из них была написана от руки и «подсвечена» золотой и серебряной краской, а их декоративные элементы включают блестящие инициалы, раскрашенные миниатюры и иллюстрации на полях. Что же из себя представляют такие рукописи, для чего они были созданы и в чём их истинная ценность?

Чёрный часослов

Слева направо: Пятидесятница. Часы Святого Духа: Заутреня

Среди самых любопытных из всех иллюстрированных рукописей «Чёрный часослов», которая с первых же секунд приковывает взгляды уникальными тёмно-голубоватыми оттенками. Этот необычный цвет страниц обусловлен чрезвычайно агрессивным процессом, используемым для окрашивания пергамента чернилами с желчью. Эта иллюстрированная рукопись, изготовленная в Брюгге (Фландрия) между 1460 и 1475 годами, вероятно, была создана для искушённого покровителя Бургундского двора.

Слева направо: Богородица и дитя. Месса Пресвятой Богородиц

Страницы не только выкрашены в тёмный цвет, но и сами миниатюры выполнены в тех же тёмных тонах. На самом деле цветовая палитра очень ограничена в данных изображениях: окрашена в синий, старый розовый, зелёный, серый и белый цвета с несколькими оттенками золота. Поля также украшены синей каймой, золотыми листьями аканта и другими забавными элементами. Стилистические фрагменты этого шедевра настолько своеобразны, что художественная атрибуция долго оспаривалась учёными. Считается, что художник мог быть последователем круга Виллема Вреланта, одного из самых влиятельных фламандских просветителей того периода.

Слева направо: Благовещение. Часы Богородицы: Заутреня.

К сожалению, большая часть рукописи пострадала во время неправильного хранения и требует щепетильного обращения. Тем нем менее, страницы доступны для просмотра всех желающих на веб-сайте библиотеки и музея Моргана.

Келлская книга

Слева направо: Келлская книга, Христос воссел на троне. Келлская книга, около 800 года, с богато украшенным текстом, открывающим Евангелие от Иоанна

Зачастую, изображение может сказать гораздо больше, чем тысяча слов, и люди Средневековой Европы хорошо это знали. Создание иллюстрированной рукописи было долгим, утомительным и чрезвычайно дорогостоящим процессом. Средневековые писцы в основном работали в христианских монастырях, тщательно переписывая оригинальные тексты Библии от руки. И это была весьма изнурительная работа, требующая внимательности, сосредоточенности и полной отдачи. И совсем неудивительно, что на полях некоторых рукописей можно найти настоящие жалобы, написанные монастырскими переписчиками. Тем не менее, их работа имела жизненно важное значение для христианства. Это служило передаче и сохранению религиозных знаний для потомков, и создание этих кодексов также было методом идеологической обработки. Эти библии и иллюстрированные Евангелия позволили даже неграмотным людям понять христианскую доктрину.

Слева направо: Страница 27 Евангелие из Линдисфарна содержит начальное поколение Евангелия от Матфея. Страница 27 содержит символы четырёх Евангелистов (по часовой стрелке слева вверху): человек (Матфей), лев (Марк), орёл (Иоанн) и вол (Лука)

Келлская книга, датируемая 800 годом н.э., представляет собой древнюю иллюстрированную рукопись, которая выполняла образовательную и религиозную функцию. Кодекс повествовал с помощью изображений и текста о четырёх Евангелиях христианского Нового Завета с предисловиями и описаниями. В настоящее время она хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине (Ирландия) и является шедевром средневековой ирландской иллюстрации. Из-за их ценности иллюстрированные рукописи, такие как Келлская книга, не использовались во время обычных религиозных служб, а были зарезервированы только для особых литургических случаев и церемоний.

Слева направо: Страница 5 содержит страницу Евсевиевых канонов. Страница 19 содержит начало кратких причин Евангелия от Луки

Фактическое место создания Книги Келлса окутано тайной. Академические исследования приписывают авторство скрипторию Ионы (Аргиллшир). Позже книга нашла убежище в новом монастыре в Келлсе (Ирландия) из-за вторжения викингов. Следовательно, работа над рукописью могла вестись в обоих местах.

Слева направо: Страница 7 содержит изображение Девы Марии с Младенцем. Это самое древнее из сохранившихся изображений Девы Марии в западной рукописи.Страница 291 содержит портрет Иоанна Богослова

Скопированный текст Келлса не является самой точной иллюстрированной рукописью: повсюду есть множество ошибок. Гораздо больше внимания было уделено элегантным иллюстрациям. Украшение замысловатое, но тщательное. В центре - буквы, зарождающиеся для повествования о жизни Христа, в то время как вокруг них - рой спиралей, завитков и изогнутых соцветий. На некоторых полях Книги Келлса также есть изображения животных, как экзотических, так и домашних. Возможно, они связаны с наследием языческой иконографии, а может быть, они просто являются иллюстрацией повседневных сцен из монастырской сельской жизни.

Продолжение следует…

Лента

Рекомендуем посмотреть