История одного шедевра: «Ночь на лысой горе» Модеста Мусоргского ни разу не была исполнена при его жизни и многократно им переделывалась - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Ночь на лысой горе» Модеста Мусоргского ни разу не была исполнена при его жизни и многократно им переделывалась  

2022-03-21 20:59 , История Одного Шедевра, 1967

История одного шедевра: «Ночь на лысой горе» Модеста Мусоргского ни разу не была исполнена при его жизни и многократно им переделывалась

2 марта 1881 года в двери столичного Николаевского военного госпиталя, расположенного на Слоновой улице в Песках, вошел необычный посетитель с холстом в руках. Он направился в палату своего давнего друга, которого привезли двумя неделями ранее с белой горячкой и нервным истощением. Положив холст на стол, открыв кисти и краски, Репин вглядывался в знакомое усталое и измученное лицо. Через четыре дня был готов единственный прижизненный портрет русского гения. Модест Петрович Мусоргский любовался своим изображением только 9 дней и умер. Он был вызывающе смелым и одним из самых фатальных музыкальных творцов XIX века. Гениальная личность, новатор, который опередил своё время и оказал значительное влияние на развитие не только русской, но и европейской музыки. Жизнь Мусоргского, так же как и судьба его произведений была сложна, однако слава о композиторе будет вечной, ведь его музыка пропитана любовью к родной земле и народу, который на ней проживает.

В 1867 году всего за 12 дней Модестом Петровичем была написана музыкальная картина «Иванова ночь на Лысой горе», которая ни разу не была исполнена при его жизни и многократно им переделывалась. Фантазия для симфонического оркестра, написанная на столь необычный сюжет и посвященная шабашу ведьм, была незаслуженно задвинута современниками в самый дальний уголок истории музыки. Как же так?

Модест Мусоргский

История создания

В 1860 году М.П. Мусоргский обратил внимание на драму «Ведьма» товарища Г.Ф. Менгдена, с которым вместе учился. Первоначально композитор задумал сочинить вокально-сценическую композицию при участии хора, симфонического оркестра и солистов. Он сразу же приступил к написанию и даже успел выполнить некоторые фрагменты. Уже в сентябре того года Мусоргский рассказал своему товарищу Балакиреву о том, что получил занятную работу, которую нужно выполнить к лету. Впрочем, вскоре сам замысел был отложен на семь лет. Позднее композитор снова вернулся к этой затее, но уже мыслил произведение лишь в оркестровом варианте, убрав вокальную партию.

Тщательно следуя программе, Мусоргский продумал не только форму, но и оркестровал сочинение, прекрасная понимая, что не все оценят это композиционные новшества. Кроме того, композитор очень тщательно изучал описания шабаша в различных источниках, чтобы передать все подробнейшим образом.

В результате кропотливой работы получился образец потрясающей музыки и не менее прекрасной задумки. Сам композитор в письме к Н.А. Римскому-Корсакову возлагал большие надежды на свое творение и отметил, что «на музыканта мыслящего должно производить удовлетворительное впечатление». Но что по факту? Произведение забраковала не только публика, но и коллеги, близкие друзья. Более того, Милий Балакирев, которому было посвящено сочинение, признал музыку неудачной и запретил исполнять на концертах. Что же такого «ужасного» услышала, либо наоборот нужного не услышала публика?

Конечно, М.П. Мусоргский признавался, что применил ряд композиционных нововведений и еще до концерта знал, что не все их примут. Более того, он отметил, что за такое сочинение его бы исключили из консерватории. Предложение М. Балакирева переписать «Иванову ночь на лысой горе» композитор сразу отверг, не желая даже слушать это. Но публика все-таки услышала этот шедевр в новой версии. Чуть позже, Римский-Корсаков сделал общую редакцию совершенно разных сочинений Мусоргского, программу же правильнее было бы отнести к «Младе», именно там Чернобог выступает среди действующих лиц.

Первоначально, фантазия была создана Мусоргским для фортепиано с оркестром, чуть позже он уже переделал ее для симфонического оркестра. Через некоторое время Мусоргский снова решил изменить сочинение, на этот раз сделав его частью оперы «Млада». Для этого были внесены некоторые правки и прибавлен хор. Позднее Мусоргский представил это произведение публике в виде интермедии для его оперы «Сорочинская ярмарка», дописав некоторые фрагменты. Все эти попытки не были доведены до конца. Удалось довести задуманное до финала лишь Н.А. Римскому-Корсакову после смерти автора. Он взял самое лучшее из сохранившихся материалов и завершил цельную композицию.

Редакция Римского-Корсакова значительно отличается от авторской работы, даже состав оркестра у Мусоргского иной. В новой версии отсутствуют некоторые инструменты. Оркестровку Римского-Корсакова можно назвать более прозрачной. К слову сказать, новая версия имела ошеломительный успех. Публике пришлись по вкусу и необычный сюжет произведения «Ночь на лысой горе» и фантастическая музыка.

Интересные факты

◆ Название Лысая гора пришло из фольклора. Это фантастическое место, куда прилетает вся таинственная сила: ведьмы, бесы. Особым днем у них считается ночь на Ивана-Купала.

◆ Партитура произведения была написана композитором всего за 12 дней. В письме к Римскому-Корсакову он сообщил о том, что фантазия была завершена в канун Иванова дня.

◆ Первоисточник, драма Менгдена «Ведьма», был со временем утерян.

◆ На рукописи Мусоргский оставил отметку о том, что задумал фантазию в 1866 году, а начал сочинять 1867 году.

◆ В авторской версии, фантазию опубликовали лишь в 1968 году, премьера первоначального варианта успешно прошла в Англии в 1972 году.

◆ Версия Римского-Корсакова впервые была исполнено в 1886 году в рамках Русских симфонических концертов в Санкт-Петербурге, под управлением Николая Андреевича. По его словам, публика очень восторженно приняла фантазию.

Исполнения

Несмотря на то, что современники не оценили работу Мусоргского, позднее это произведение стало достаточно популярным и сейчас регулярно исполняется многими коллективами. В 1918 году А. Горский обратился к фантазии и создал одноименный балет. После успешной премьеры, к произведению Мусоргского обращались и другие постановщики.

В 1933 году режиссеры-мультипликаторы обратили внимание на «Иванову ночь на Лысой горе». Так, был создан мультипликационный фильм на основе симфонического произведения с использованием новой техники А. Алексеева «игольчатый экран». Чуть позже в 1940 году Уолт Дисней включил сочинение Мусоргского в свой мультфильм «Фантазия».

P. S.

«Ночь на Лысой горе» в наше время можно услышать в двух редакциях, самого автора – М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова. У вас есть потрясающая возможность послушать первоисточник и решить, так ли ужасно было произведения, что его забраковали все именитые музыканты того времени.

По материалам soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть