«Нация в течение веков едва ли сможет иметь такого гения, который в один день угас, не оставив себе достойного преемника»: как прощались с Айвазовским - RadioVan.fm

Онлайн

«Нация в течение веков едва ли сможет иметь такого гения, который в один день угас, не оставив себе достойного преемника»: как прощались с Айвазовским

2022-05-02 20:26 , Минутка истории, 982

«Нация в течение веков едва ли сможет иметь такого гения, который в один день угас, не оставив себе достойного преемника»: как прощались с Айвазовским

Иван Константинович Айвазовский ушёл из жизни в 1900 году, 19 апреля по старому стилю (2 мая по новому). Ему было 82 года. Через три дня, 22 апреля, маэстро отпел епископ Хорен Степанян. Похоронили Айвазовского в ограде армянской церкви Святого Саркиса в Феодосии. Дорога от Картинной галереи до церкви, по решению Городской думы, была усыпана цветами, а все фонари на близлежащих улицах в знак почтения к печальному событию покрыты траурными вуалями.

…В 1900 году, незадолго до кончины, Айвазовский всё еще переживал из-за хамидовских погромов в Турции. Хоть гонения и прекратились, но последствия давали о себе знать — в Крым продолжали приезжать вынужденные переселенцы — измученные и обездоленные. Маэстро напряжённо думал о соотечественниках, об их судьбах…

Утром 18 апреля Иван Константинович начал новую картину, эскиз которой начертил ранее пером на листке. Занимаясь эскизом, он думал о беженцах-армянах и османских зверствах. Картину художник решил посвятить Турции.

Весь день живописец напряженно работал. Он был очень взволнован — хотел поскорее закончить работу, желательно в тот же день. Назвал он картину «Взрыв турецкого корабля».

Последняя, неоконченная картина И.К. Айвазовского «Взрыв турецкого корабля», 1900 год

Он работал непрерывно. В течение двух часов обозначил горизонт спокойного моря, выписал безоблачный небосвод и в центре композиции поместил огненное пламя взорвавшегося большого трехпалубного корабля — военного. На корабле изобразил едва виднеющиеся фигурки турецких матросов, охваченных паникой.

В полдень супруга художника Анна Никитична зашла в мастерскую, предложив совершить небольшую прогулку по берегу. Иван Константинович, к тому моменту изрядно уставший, отправился с женой на променад вдоль моря.

К вечеру в доме Айвазовских ожидался небольшой приём. Художник был спокоен, ожидал гостей в радостном и даже приподнятом настроении. Именно в этот момент, как сообщалось в отправленных из Феодосии телеграммах, «он, сидя в кресле, почувствовал себя плохо и едва успел позвонить. Он умер мгновенно, без страданий. Его смерть была неожиданной».

Отпевание Айвазовского

Весть о кончине Айвазовского 19 апреля 1900 года (по новому стилю 2 мая) разнеслась стремительно. Русские и армянские газеты и журналы «Новое время», «Русские ведомости», «Новости», «Россия», «Исторический вестник», «Мшак», а также зарубежная пресса оповестили о печальном событии читателей, опубликовав на первом развороте материалы о жизни и творчестве живописца.

Армянская газета «Курьер» писала: «Сегодняшнюю сводку национальных вестей мы начинаем скорбной вестью о кончине Айвазовского. Потеря, понесенная армянским художественным миром, невосполнима. Нация в течение веков едва ли сможет иметь такого гения, который в один день угас, не оставив себе достойного преемника, как не имели его: А. Паронян, Саркис Палян, П. Адамян, П. Дурян и другие».

Поэт Александр Цатурян, находившийся в это время в Крыму, спустя пять дней после кончины художника написал стихотворение в прозе «Маг моря». Образным языком он выразил мысль, что кончину гениального художника оплакивают не только соотечественники и всё человечество, но и Чёрное море. «То море, на берегах которого мастер родился, вырос, которым восхищался и воспроизвёл его во многих тысячах марин. Три четверти века с юношеским пылом он творил, служа искусству. Три четверти века жизни провёл во вдохновении, проникнутый идеалами красоты. Три четверти века обогащал художественный мир многочисленными бесценными творениями своего таланта. Словом, восемьдесят два года своей жизни он посвятил возвеличиванию природы, её духа».

Похороны Айвазовского

«Неужели это смерть?

Тогда что же бессмертие?

Айвазовские не умирают!»

А. Цатурян. «Маг моря»

Похороны Айвазовского

Цатурян считал величайшей заслугой Айвазовского, что он «до глубокой старости воспевал на холсте вечную жизнь моря… Перед нами открыл, сделал доступным нашему сердцу все складки и гаммы этой сложной, этой великой и бессонной жизни моря».

Похороны Айвазовского были торжественны и пышны. Все понимали, что прощаются с художником, имеющим всемирную славу. Прибыли делегации из разных городов России, армянских диаспор. В процессии участвовали представители многих национальных общин. Среди деятелей армянской культуры был и поэт Александр Цатурян.

В течение трёх дней звонили колокола всех церквей Феодосии. «Весь город в движении, — сообщалось в газете „Мшак“, — все магазины закрыты, несколько раз в день проводится панихида. Гроб с телом Ов. Айвазовского, покрытый роскошными цветами и серебряными венками, в центре которых — венок армянской общины Москвы, установлен в Большом зале Картинной галереи. Тысячи жителей Феодосии, сотни гостей в течение трёх дней посещали Картинную галерею, отдавая последние почести умершему художнику».

22 апреля по Юлианскому календарю, в день похорон, во время панихиды, епископ Хорен Степанян в своей надгробной речи отметил благодеяния, оказанные художником армянскому народу и культуре в целом.

Похороны Айвазовского

Айвазовского похоронили в ограде армянской церкви Св. Саркиса в Феодосии. Дорога от Картинной галереи до церкви протяженностью более одного километра была усыпана цветами и венками. Похоронная процессия двигалась через живой коридор людей по обеим сторонам дороги к ограде церкви, в обширном дворе которой уже собралось более тысячи человек. Епископ совершил погребальную панихиду, и под звон колоколов городских храмов гроб с телом опустили в могилу.

«Таких пышных похорон не видела не только Феодосия, но и весь Крым», — писала газета «Новый век». Позже на могиле Айвазовского установили большое надгробие из белого итальянского мрамора. На нем выгравированы годы жизни и надпись на армянском языке: «Родившись смертным оставил по себе бессмертную память».

Последнее пристанище Айвазовского стало святым местом, которое посещают приезжающие из разных стран туристы, отдавая дань памяти великому маринисту.

По материалам книги Минаса Саргсяна «Жизнь великого мариниста». Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть