История одного шедевра: Моцарт сочинял «Похищение из сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: Моцарт сочинял «Похищение из сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни  

2022-05-16 21:57 , История Одного Шедевра, 1476

История одного шедевра: Моцарт сочинял «Похищение из сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни

Веселая, яркая опера Моцарта – казалось бы, что может быть лучше для приятного вечера в театре? Легкое комическое произведение «Похищение из сераля» история знает как первую оперу на немецком языке, воплощение австрийской музыкальной культуры. Все действие находит выражение в разговорных диалогах, и персонажи начинают петь только для того, чтобы передать чувства, редко для развития действия. А один из главных героев - паша - и вовсе не поет, а только говорит.

Моцарт сочинял «Похищение из сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни. Ему едва исполнилось двадцать шесть лет, он без ума от Констанцы Вебер и намеревается жениться на ней, что и делает спустя три недели после премьеры оперы. К тому же его невесту звали так же, как героиню этой истории. Bсe эти радости гения и нашли отражение в музыке оперы.

История создания

Император Священной Римской империи Иосиф II был всерьез озабочен вопросом развития немецкого национального музыкального жанра – зингшпиля. Соответствующую задачу он поставил перед главой венского придворного Бургтеатра Готтлибом Штефани. Последний обратил внимание на молодого композитора, Вольфганга Амадея Моцарта, недавно приехавшего в Вену, и предложил ему сюжет на модную в то время турецкую тему. Штефани написал либретто, однако, сей факт имеет скандальный окрас: за основу он взял произведение Кристофа Фридриха Брецнера «Бельмонт и Констанца», не спросив автора, да еще и внеся существенные изменения, отчего последний сильно негодовал.

29 июля 1781 года Моцарт получает от Штефани готовый текст, который, впрочем, по ходу сочинения музыки претерпел изрядные правки композитора. Амбициозный молодой Моцарт с жаром принялся за покорение Вены. Сроки сдачи оперы постоянно менялись. Вначале композитору дали всего лишь два месяца, затем – отложили до ноября, а после – и вовсе до следующего лета. Через год, 16 июля 1782 года в Бургтеатре состоялась премьера «Похищения из сераля». Главные партии пели Катарина Кавальери (Констанца), Валентин Адамбергер (Бельмонте) – любимые певцы императора Иосифа. Успех у зрителей и кассовые сборы превзошли все ожидания. Сам композитор в письме описал реакцию публики, как «сходит с ума» (по опере). Произведение высоко оценили его именитые современники – И. Гёте, К.В. Глюк и К.М. фон Вебер. Год спустя опера была поставлена в Праге, где также стала поистине народной – мелодии Моцарта даже напевали на улице.

Новое прочтение опере принесла эпоха арт-нуво, которой были близки ориентальные и сказочные мотивы. В начале 20 века «Похищение из сераля» пережило множество постановок по всей Европе.

Почему же главный оперный герой не поет?

Жанр зингшпиля предполагает обилие разговорных диалогов, тем не менее, достаточно необычно, что один из главных персонажей «Похищения из сераля», Паша Селим, совсем не поет. Ходила легенда, что Моцарт просто не нашел подходящей мелодической основы для выражения столь противоречивого, мудрого, хитрого, властного, но благородного характера. Разумеется, доверия такой версии мало – автор «Идоменео», казалось, не имел более никаких границ для выражения чувств посредством музыки.

Тогда почему же Паша Селим не поет? Объяснение тому, скорее всего, прозаично. В оригинальном либретто Бретцнера этот персонаж был разговорным. Ко всему, у Моцарта не было достойного поющего кандидата на эту роль: выигрышная теноровая партия в опере уже принадлежала Бельмонте, в басовой партии Османа выходил любимец публики Людвиг Фишер. Кем должен быть третий мужской лидер, чтобы как минимум не проигрывать на их фоне? Но главной причиной, вероятно, было то, что в просвещенную эпоху Иосифа II важнейшую роль играло именно слово. А образ Паши представлял собой самого императора, который являлся правителем новой формации в представлении Моцарта и Штефани.

Интересные факты

  • «Похищение из сераля» входит в тридцать самых популярных опер мира. Это пятая по частоте исполнения опера Моцарта.
  • Через три недели после премьеры оперы Моцарт женился на своей возлюбленной, Констанции Вебер, предварительно… похитив ее. Причиной тому послужил не романтический турецкий султан, а прозаическая позиция родителей девушки против брака с композитором.
  • Констанца – самая технически сложная из всех партий для сопрано в операх Моцарта.
  • На роль Паши Селима постановщики часто приглашают известных драматических актеров.
  • Двумя годами ранее, в 1779 у Моцарта была возможность продемонстрировать свои способности в зингшпиле на турецкую тему. Причем по заказу самого императора. Опера называлась «Зайде» и повествовала о девушке-христианке, которая с помощью своего возлюбленного попыталась бежать из дворца турецкого султана. Разумеется, парочка была схвачена, над ними нависла смерть… Но Моцарт увлекся «Идоменео» и не стал завершать эту работу, поэтому не осталось даже намёка на то, как именно история могла бы закончиться. Одно несомненно - с отрывками партитуры «Зайде» познакомился Штефани, поэтому и пригласил композитора продолжить турецкие изыскания в «Похищении из сераля».
  • Помимо оперы «Похищение из Сераля», Моцарт озвучил восточную тему в Концерте для скрипки № 5, также именуемым «Турецким концертом» и «Rondo alla turca» из Ля мажорной сонаты.
  • Несмотря на то что в жанре зингшпиля было не так много успешных работ, ему мы во многом обязаны возникновением оперетты и мюзикла.
  • Сюжет о европейской красавице в плену восточного правителя нашел свое развитие в опере Россини «Итальянка в Алжире».

P. S.

«Похищение из сераля» стал единственным кассовым зингшпилем в истории. Увы, надежды Иосифа II на этот жанр себя не оправдали, вскоре подмостки венских театров захватила итальянская опера, и основным соавтором Моцарта стал Лоренцо да Понте. Однако четыре года спустя композитор еще напишет со Штефани зингшпиль «Директор театра», а последней работой Моцарта для музыкальной сцены станет «Волшебная флейта», также созданная в жанре зингшпиля.

В публикации использованы материалы soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть