Как выходец из семьи армянских эмигрантов стал одним из величайших гринго латиноамериканской музыки: Роджер «Кинг» Мозян - RadioVan.fm

Онлайн

Как выходец из семьи армянских эмигрантов стал одним из величайших гринго латиноамериканской музыки: Роджер «Кинг» Мозян  

2022-05-16 22:00 , Немного О..., 3593

Как выходец из семьи армянских эмигрантов стал одним из величайших гринго латиноамериканской музыки: Роджер «Кинг» Мозян

Трубач, перкуссионист, композитор, аранжировщик, хореограф, руководитель оркестра - все это в полной мере можно отнести к Роджеру (Георгию) Мозяну. Выходец из семьи армянских эмигрантов, он родился в Нью-Йорке 29 июня 1927 года, всю жизнь прожил в этом городе и старался далеко от него не уезжать. Роджер получил образование в Нью-Йоркском университете и еще в период учебы начал играть на трубе в городских джазовых и латиноамериканских группах в конце 1940-х годов. Тогда же он начал писать собственные композиции и аранжировки. Одна из его композиций - «Asia Minor» - была записана известным певцом и бэнд-лидером Мачито (одним из основоположников Afro-Cuban джаза и стиляCubop), и стала весьма популярной и коммерчески успешной 1950 году.

Позже эта композиция стала чем-то вроде джазового стандарта в том же ближневосточном ключе, что и «Ночь в Тунисе» и «Караван». Мозян продолжал писать и выступать, сформировав собственную группу и сделав свои первые записи под именем Роджера «Кинга» Мозяна в 1953 году на лейбле Clef, основанном Норманом Гранцем. Его оркестр стал популярным в Нью-Йорке и его окрестностях, и в 1958 году он записал альбом «Just Mozian Along» для Decca Records. Позже он стал записываться для лейбла MGM Records. Всего в его дискографии значатся 7 сольных альбомов его оркестра.

Он работал, в основном, с музыкой в латиноамериканских ритмах, иногда играл и записывал мейнстримовые свинг композиции.Но, очевидно, кровь время от времени давала о себе знать, и он, вспоминая о своих армянских корнях, занимался восточной и ближневосточной музыкой. Все эти новшества были нацелены в первую очередь на новый рынок стереофонических записей, а позже он начал использовать в своих аранжировкахритмы рок-н-ролла, а еще позже и твиста.

В конце 50-х годов Роджер Мозян исчез из звукозаписывающего бизнеса на несколько лет, когда увлечение латиноамериканскими танцами сошло на нет, но вновь появился в 1962 году с потрясающей смесью кубинской танцевальной музыки и рок-н-ролла, когда на лейбле Columbia был записан и вышел в свет его альбом "El Twist!".

В 1951 году нью-йоркский врач Матис диагностировал у Мозяна туберкулез легких. Его лечили медикаментозно. Болезнь на время отступила, но в 1962 году вновь обострилась. Разуверившись в ортодоксальном лечении, Мозян отказался от него, вместо этого обратившись к хиропрактику, доктору Кристоферу Джан-Курсио, который начал лечить его с помощью вегетарианской диеты и голодания. Мозян продолжил лечение во Флориде в клинике, которой руководил другой хиропрактик, доктор Бернард Эпштейн. Примерно через шесть месяцев, когда здоровье музыканта резко ухудшилось, Мозян был госпитализирован, где его вновь начали лечить традиционными медицинскими способами с помощью лекарств. Но было уже поздно. Через несколько дней, 16 мая 1963 года, в возрасте 35 лет Мозян умер. Врачам-хиропрактикам было предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве Мозяна. На суде присяжные пришли к выводу, что лечение, предоставленное музыанту подсудимыми, ускорило, а не замедлило течение туберкулеза. Обвиняемые были осуждены.

Роджер «Кинг» Мозян был одним из величайших гринго латиноамериканской музыки. Он играл со многими легендами стиля, включая Переса Прадо, Мачито и Тито Пуэнте, и незадолго до своей смерти внес свой собственный вклад в этот важный поджанр, латинский твист.

Источник – armjazz.info.

Лента

Рекомендуем посмотреть