Сыграл значительную роль не только в армянской живописи, но и в журналистке: художник Давид Окроянц и его сатирический журнал «Саприч» - RadioVan.fm

Онлайн

Сыграл значительную роль не только в армянской живописи, но и в журналистке: художник Давид Окроянц и его сатирический журнал «Саприч»

2022-05-17 21:32 , Минутка истории, 238

Сыграл значительную роль не только в армянской живописи, но и в журналистке: художник Давид Окроянц и его сатирический журнал «Саприч»

Армянская пресса в Санкт-Петербурге возникла спустя 135 лет после выхода первой регулярной газеты в России и всего 160 с года основания новой столицы. Активно развиваясь и преодолевая различные трудности, армянская периодическая печать знакомила читателей с историей народа, новейшей литературой, талантливыми художниками, иллюстрировавшими страницы изданий. Значительную роль не только в армянской живописи, но и журналистке сыграл художник Давид Окроянц, который в начале XX века издавал еженедельник «Саприч». Его журнал прославился своими карикатурами, обращавшими внимание на трагедию армянского народа 1900-х годов.

Первый выпуск журнала «Саприч» (1906). 1 – Обложка, 2 – «По поводу армяно-турецкого съезда»

Армянские газеты и журналы Санкт-Петербурга

Первой регулярной российской газетой принято считать «Санкт-Петербургские ведомости», которые в 1728 году вышли тиражом в 706 экземпляров (издание возникло еще в 1700-е, однако печаталось нерегулярно и под разными названиями). Армянская периодическая печать была в числе первых этнических в Санкт-Петербурге (1863), отстав лишь от немецкой (1727), эстонской (1851), французской (1757), польской (1817) и латышской (1862). Ко времени учреждения первой в городе армянской газеты «Юсис» («Север») в 1863 году взаимоотношения власти и журналистики были крайне обострены. В апреле 1865-го вышли «Временные правила о цензуре и печати», суть которых заключалась в переходе от предварительной цензуры к системе предупреждений и запрещений, налагаемых после выхода изданий из печати. При этом если вопрос выпуска периодических изданий на армянском языке в целом решался положительно, то к вопросу цензурирования Главное управление по делам печати относилось более настороженно. Знатоков армянского языка, которые могли бы служить цензорами, не было. Например, в 1844 году адъюнкт Казанского университета Стефанос Назарянц получил отказ на издание журнала именно в связи с отсутствием цензора, владеющего армянским языком.

Но уже в том же 1844 году на восточном факультете Санкт-Петербургского университета особым Высочайшим повелением началось преподавание за счет казны грузинского, армянского и татарского языков с целью подготовки «переводчиков из тамошних уроженцев» для Закавказского края. Учредителем и первым заведующим кафедрой армянского языка и литературы Санкт-Петербургского университета стал Никита Бероев (Мкртыч Бероян), который превратил кафедру в крупный центр арменоведческих исследований. Цензурирование рекомендуемых к печати сочинений на армянском языке было официально поручено ему – император Александр II дал на это согласие 17 марта 1857 года, хотя обязанности цензора Никита Бероев выполнял еще с 1845-го, практически со времени основания кафедры. Он цензурировал московский армянский журнал «Юсисапайл» («Северное сияние»), произведения Хачатура Абовяна, Микаела Налбандяна, Рафаела Патканяна, Степаноса Назарянца и Газароса Агаяна.

Давид Окроянц. Из коллекции Национальной галереи Армении

Итак, в октябре 1863-го вышел первый номер первой в столице армянской газеты «Юсис», которая должна была заменить закрывшееся в Москве армянское «Северное сияние» Назарянца. Основателем «Юсиса» выступил популярный национальный поэт Рафаел Патканян, бывший студент Санкт-Петербургского университета. За год до этого он открыл в Петербурге армянскую типографию и издал на армянском языке несколько книг – «Жизнь Петра Великого», «Робинзон Крузо», «Песенник», а также ряд своих произведений.

В 1861 году Патканян впервые обратился в Санкт-Петербургский цензурный комитет с просьбой разрешить ему издавать еженедельную армянскую газету, главная цель которой – «познакомить армян, как живущих в России, так и вне ее пределов, с благодеяниями, которыми армяне пользовались и пользуются под кротким проявлением мудрых ее царей, показать им преимущественно, что армяне, ныне живущие в России, ни при каких своих не находились в таком благоденствии, в каком находятся в настоящее время. Одним словом, наше периодическое издание должно быть непрерывною похвалою второго моего Отечества – России». Патканян хотел способствовать делу народного просвещения и образования, отражать в своем издании историю армянского народа, его современную культурную и политическую жизнь. Однако Министерство внутренних дел запретило газете иметь политический отдел – наиболее привлекательный для читателя, что во многом повлияло на число подписчиков и их заинтересованность в издании. Противоречия между задачами газеты и требованиями Цензурного комитета привели ее в упадок, и после выхода 31 номера в 1864 году издание прекратило свое существование.

Седьмой выпуск журнала «Саприч» (1906). 1 – Обложка, 2 – «Бал в пользу армянских голодающих»

В 1884–1887 годы выходило одно из первых армянских педагогических периодических изданий – журнал «Манкаваржаноц» («Педагогический журнал»). Изначально он издавался в Эчмиадзине, затем в Тифлисе, Ахалцихе. В столице империи он оказался благодаря тому, что редактора-издателя архимандрита Хорена Степанэ перевели туда на должность викария армянских церквей Санкт-Петербурга и Москвы. Долгожителем среди армянских периодических изданий Петербурга оказался иллюстрированный литературно-художественный журнал «Аракс» (1887–1898), основанный Симеоном Гуламирянцем. В 1903–1904 годах в столице стал выходить полугодичный литературно-художественный журнал «Банбер граканутян ев арвести» («Вестник литературы и искусства») под редакцией Никогайоса Адонца. Он представил читателю современные направления армянской литературы, а на его страницах печатались Ованес Туманян, Аветик Исаакян, Левон Шант, Вртанес Папазян, Сиаманто, Ваан Текеян, Арпиар Арпиарян, Ерванд Отьян. Но главной художественной особенностью журнала была изысканность его оформления: художественный отдел возглавлял Вардгес Суренянц.

Давид Окроянц и сатирический еженедельник «Саприч»

1906-й стал годом рождения литературно-сатирического иллюстрированного еженедельного журнала «Саприч» («Цирюльник»), который также выходил недолго и закрылся в 1907-м, выпустив 12 номеров. Журнал редактировал известный живописец, график, педагог и общественный деятель Давид Окроянц, тогда еще студент Санкт-Петербургской академии художеств.

Давид Окроянц

Давид Окроянц родился в 1873 году, по некоторым данным – 4 мая. Окончив в Тифлисе армянскую семинарию «Нерсисян», художник работал в армянских, грузинских («Квали», «Джеджили») и русских журналах Тифлиса и Петербурга, публикуя в них свои иллюстрации. В 1897 году как одного из самых талантливых выпускников семинарии, его отправили в Петербург для поступления в Академию художеств, где Давид Окроянц учился в мастерской Ильи Репина. В 1908–1910 годы Окроянц был в составе Нового союза передвижных выставок. А в 1911-м вместе с дирижером Петербургской консерватории Георгием Козаченко основал «Армянское художественное общество» для популяризации армянской культуры.

Особое место среди иллюстраций Окроянца на страницах журнала «Саприч» занимали образцы политической сатиры: «По поводу армяно-турецкого съезда», «Современные янычары» и другие. Они отображали события армяно-татарских столкновений 1905–1906 годов. Другая серия работ, таких как «Германская политика на Востоке», «Турецкий деспот на кухне», стала обличением антиармянской политики Турции. Реагируя на начавшийся в Армении голод, Окроянц создал рисунки, в которых выражены разочарование автора и возмущение равнодушием богачей к бедствиям собственного народа («Бал в пользу армянских голодающих», «Голод в Турции, а армянский капиталист в Париже»).

Двенадцатый и последний выпуск журнала «Саприч» (1907). 1 – Обложка, 2 – «Турецкий деспот на кухне»

Одно из важных направлений своей деятельности журнал видел в реабилитации истинного образа армянского народа, которому кавказское наместничество целенаправленно приписывало анархические настроения и узко-националистические устремления. В фельетонах критиковалось ангажированное чиновничество, подстрекательские действия Германии на Востоке, произвол турецкой жандармерии в отношении армян и зачастую корыстную податливость национальных деятелей. При этом «Саприч» публиковал фельетоны, наброски из обыденной жизни, сатирические объявления и письма, высмеивал мещанство населения, равнодушие духовенства к нуждам народа.

Журнал пользовался большим успехом в России и за ее пределами. Он просуществовал всего год и закрылся вследствие цензурного преследования.

И хотя многим Давид Окроянц запомнился именно злободневными иллюстрациями, кисти художника также принадлежат удивительные акварельные портреты, в том числе известных деятелей культуры того времени. Часть из них хранится в Национальной галерее Армении.

Давид Окроянц умер в годы блокады Ленинграда. Точная дата смерти и место его захоронения неизвестны. По некоторым данным, художника не стало в 1943-м.

Давид Окроянц. Портрет старика. Из коллекции Национальной галереи Армении

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть