«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»: знаменитые художники – о детстве и детях - RadioVan.fm

Онлайн

«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»: знаменитые художники – о детстве и детях

2022-06-01 21:25 , Минутка истории, 468

«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»: знаменитые художники – о детстве и детях

В первый день лета во многих странах отмечается Международный день защиты детей (International Children's Day).

Международный день защиты детей — один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 году на Всемирной конференции, посвященной вопросам благополучия детей, в Женеве. История умалчивает, почему этот детский праздник было решено отмечать именно 1 июня.

Поэтому, по случаю знаменательной для всех детей и их родителей даты, представляем небольшую подборку историй, в которых соединены высказывания живописцев о детстве — как своем, так и абстрактном — и некоторые факты из их собственного юного периода.

Пабло Пикассо

Согласно семейному преданию, первое слово, которое произнес Пикассо-младенец, было слово «карандаш». Произнес, естественно, не по-русски. «Рiz», сокращенное от испанского слова «lapiz» — «карандаш».

Первым учителем Пикассо был его отец, дон Хосе Руис Бласко, который был и художником, и преподавателем художественного ремесла. Существует устойчивая легенда, что дон Хосе, впечатленный первыми работами своего талантливого ребенка, передал ему свою палитру, сказав, что впредь отказывается писать сам.

Без ложной скромности Пикассо говорил о себе: «Я никогда не рисовал как ребенок. Когда мне было 12, я рисовал как Рафаэль».

Первая сохранившаяся работа Пабло Пикассо — «Пикадор» — была написана им в восьмилетнем возрасте.

Пабло Пикассо. Желтый пикадор, 1889г

О детстве и живописи великий испанец сказал:

«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

Пауль Клее

Пауль Клее — первый художник, который в своих теоретических работах назвал рисунки детей настоящим творчеством.

Особое отношение было у художника и к детской игрушке. Созданный в творчестве Пауля Клее мир населен марионетками, масками, гротескными причудливыми фигурами, что позволяло художнику объединить детство и взрослые представления о жизни. Ведь дети используют мир марионеток, чтобы почувствовать себя взрослыми, а взрослые — чтобы ощутить себя детьми.

«Женщина с зонтиком». Ее автору, Паулю Клее, было примерно 6 лет

Пауль Клее о детстве, как пике творчества:

«От трех до десяти лет я создал свои самые значительные работы».

Сальвадор Дали

Эксцентричный живописец таким был с детства. Даже факт его рождения родители преподнесли ему как некую миссию. Дело в том, что у Сальвадора Дали был старший брат, который умер от менингита за несколько лет до рождения будущего художника. Родители сообщили Дали, что тот — реинкарнация старшего брата, которого они так любили, поэтому-то и назвали младшего ребенка Сальвадор (это значит «Спаситель»). Кстати, полное имя Сальвадора Дали — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь.

Сальвадор Дали. Постоянство времени, 1931г

Позже художник признавался, что в детстве был несносным ребенком, изводящим всех капризами и всегда добивающимся своего. Но и на несносного ребенка бывает управа. В случае с Дали это были кузнечики. Да-да, Сальвадор настолько боялся этих насекомых, что однажды они довели его до нервного срыва. Не без человеческой помощи, конечно. Одноклассники узнали о страхах Дали и решили проучить капризного ребенка. «Если б я был на краю пропасти, а кузнечик прыгнул мне в лицо, я предпочел бы броситься в бездну, чем вынести его прикосновение. Этот ужас так и остался загадкой моей жизни», — уверял художник.

Сальвадор Дали о том, к чему может привести детское своенравие:

«Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!».

Мэри Кассат

Американская художница Мэри Стивенсон Кассат прославилась своими картинами, на которых трогательно и правдиво изображается связь матери и ребенка. Хотя своих детей у Мэри не было.

Заниматься живописью она начала вопреки воле отца, успешного биржевого брокера. Тот категорически отказывался оплачивать обучение дочери художественному мастерству.

Мэри Кассат. Первая ласка малыша, 1891г

Кассат очень любила свою семью. Ухаживала за матерью и сестрой, когда те болели. И даже не брала кисть в руки в то время, потому что все душевные силы отдавала родным. А смерть брата настолько подкосила ее, что Мэри оставила живопись на шесть лет.

В 1910 году Мэри Кассат изобразила армянского мальчика. С портрета на нас смотрит 12-летний сын ее друга и арт-консультанта Тиграна Келекяна

Мэри Кассат о детях:

«Настоящую непосредственность можно встретить только в детях, чем взрослее человек, тем больше он склонен к позерству».

Марк Шагал

Живописец поэтично описал, как в нем возникло желание стать художником: «В один прекрасный день (а других и не бывает на свете), когда мама сажала в печку хлеб на длинной лопате, я подошел, тронул ее за перепачканный мукой локоть и сказал: «Мама… я хочу быть художником».

При этом его обучение мастерству не всегда проходило гладко. О чем он тоже не преминул написать: «Сколько я ни занимался в школе Общества поощрения художеств, все впустую… Услышав в очередной раз: «Что за ягодицу вы нарисовали? А еще стипендиат!» — я ушел из школы навсегда».

Марк Шагал. Корова с зонтиком, 1946г

Марк Шагал о том, как связано его творчество с детством, говорил:

«Я не делаю ничего иного, как только выражаю свои мысли таким языком, как все те люди, что окружали меня в детстве».

Норман Роквелл

Американский художник в своем самоопределении не оригинален: у него, как и у большинства, страсть к рисованию пробудилась в детстве. Когда мальчику было семь лет, отец каждый вечер читал ему романы Чарльза Диккенса, а Норманн рисовал в своем воображении его мрачных героев.

Роквелл и сам стал потрясающим рассказчиком. Только в отличие от Диккенса рассказывал свои истории в иллюстрациях. Самые знаменитые поклонники творчества Роквелла — Джордж Лукас и Стивен Спилберг.

Норман Роквелл. Девочка с синяком под глазом, 1953г

Норман Роквелл о счастливых детях и картинах:

«Может быть, когда я вырос и обнаружил, что мир не такое уж приятное место, как я думал, я бессознательно решил, что, даже если это не идеальный мир, он должен быть раскрашен мною идеально в моих картинах, в которых не будет пьяных бродяг или злых матерей, наоборот — только добрые родители и счастливые дети».

Заглавная иллюстрация: Пабло Пикассо. Мать и дитя на берегу моря

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть