Вся его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с Ереваном: архитектор Григор Агабабян – автор Крытого рынка и Дома-музея Туманяна - RadioVan.fm

Онлайн

Вся его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с Ереваном: архитектор Григор Агабабян – автор Крытого рынка и Дома-музея Туманяна

2022-06-20 19:38 , Немного О..., 1314

Вся его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с Ереваном: архитектор Григор Агабабян – автор Крытого рынка и Дома-музея Туманяна

Григор Агабабян, один из наиболее ярких армянских архитекторов советского периода, принадлежал к поколению мастеров, начавших активную деятельность в 1930-х годах. С 1931-го жизнь и деятельность Агабабяна были неразрывно связаны с Ереваном. Здесь он построил свои ставшие знаковыми для города здания — Центральный крытый рынок и Дом-музей Ованеса Туманяна.

Григор Гарегинович Агабабян (1911–1977) родился в Александрополе (Гюмри) в семье служащего. В 1917 году семья переехала в Тифлис, где будущий архитектор получил среднее образование. В Ереване он поступил на архитектурное отделение строительного факультета Ереванского политехнического института, которое окончил в 1937-м с отличием. Ещё студентом Агабабян начал работать в архитектурной мастерской исполкома Ереванского городского совета, возглавляемой первым главным архитектором армянской столицы профессором Николаем Буниатяном.

Буниатян прививал своим ученикам любовь к памятникам классической архитектуры, умение постигать заложенные в них закономерности, требовал внимательного отношения к прорисовке форм и деталей, ценил мастерство графического исполнения. Ближайший помощник, а затем и преемник Буниатяна на посту главного архитектора города Марк Григорян уже в те годы оценил незаурядные способности Григора Агабабяна и затем, десятилетие спустя, привлек его к сотрудничеству по руководству застройкой Еревана.

Григор Агабабян рядом с витражом Центрального крытого рынка, 1957 год. Фото: Ида Кар / Национальная портретная галерея, Лондон

Формирование творческой индивидуальности Григора Агабабяна происходило в условиях нарастающих темпов застройки столицы Армянской ССР и перехода к новому этапу в ее архитектуре — осуществлению целостных ансамблей. Изменение стилистической направленности советской архитектуры в середине 1930-х требовало выработки нового подхода к решению композиционных задач и осмысления богатого наследия армянского зодчества. В этих условиях Агабабян, не идя по пути стилизации и копирования предшествующих образцов архитектуры, находит выразительные пропорции и оригинальный подход в прорисовке деталей. Таковы работы, выполненные в довоенный период: среди них, например, небольшой жилой дом на улице Абовяна и здания ряда школ.

Одной из первых значительных послевоенных работ Григора Агабабяна стало сооружение Ереванского центрального холодильника [здание с искусственным охлаждением воздуха помещений, предназначенных для холодильной обработки и хранения скоропортящихся продуктов. — Прим. ред.]. Это сооружение являлось своеобразным воплощением темы производственного здания без неуместной монументализации. Ереванский холодильник, наряду с винными подвалами треста «Арарат» (арх. Рафаел Исраелян) и Коньячным заводом (арх. Оганес Маркарян), был признан образцом высокого мастерства в разработке архитектуры производственного здания.

Жилой дом на углу улиц Туманяна и Теряна в Ереване

Чувство меры в применении декоративных приемов всегда отличало работу Григора Агабабяна. Это характерно и для архитектуры жилого дома на углу улиц Теряна и Туманяна. С подлинным мастерством выполнено здесь композиционное членение плоскости фасада, удачно сочетается рисунок проемов с резными орнаментальными наличниками из белого туфа на фоне розовой плоскости стен, оправдан крупный масштаб арок первого этажа, отвечающий расположению здания на широкой улице в архитектурной среде, где доминирует монументальное здание Театра оперы и балета.

Еще одно интересное произведение Григора Агабабяна — Дом-музей Ованеса Туманяна в Ереване. Это здание по своему силуэту, пластике форм, общему масштабу естественно и гармонично завершает застройку улицы. Однако, подчинив внешнее композиционное решение здания градостроительной ситуации, архитектор в то же время сумел по возможности сохранить в интерьере такое же расположение комнат, каким оно было в доме поэта в Тифлисе, и всю среду этого дома, знаменательного для истории армянской культуры.

Дом-музей Ованеса Туманяна в Ереване

В творческом наследии Григора Агабабяна особое место занимают здания крытых рынков. Можно без преувеличения сказать, что он разработал своеобразный тип этого в общем-то не нового по функциональному содержанию сооружения. Центральный крытый рынок на проспекте Месропа Маштоца (с 1950-х до 1990 года — проспект Ленина) представляет собой образец органичного решения архитектурных задач с использованием возможностей современных для того времени конструкций: 1. монументальная входная арка приглашает посетителей в обширный торговый зал; 2. тонкий железобетонный свод на арках, перекрывающих тридцатиметровый пролет, был выполнен архитектором весьма изящно и создал впечатление легкости, чему способствовал и проникающий из боковых окон обильный свет. Органично вошел в архитектуру Центрального крытого рынка большой витраж главного входа, без которого нельзя представить себе интерьер этого здания.

Здание Центрального крытого рынка, созданное Григором Агабабяном в творческом содружестве с инженером А. Аракеляном, по сей день относится к архитектурным достопримечательностям Еревана. Достоинства этого здания не раз отмечались в отечественных и зарубежных изданиях по архитектуре. «Вклад Советского Союза в области архитектуры воплощен в ряде осуществленных или строящихся сооружений. В качестве примера отметим здание газеты „Правда“ в Москве (арх. П. Голосов, 1935), крытый рынок в Ереване (арх. Г. Агабабян, 1951), плотины водохранилищ на Днепре и Волге (1950–1955 гг.)», — писал итальянский теоретик архитектуры Альберто Санторис.

Центральный крытый рынок в Ереване

Творчество Григора Агабабяна многожанрово, причем в каждом из жанров — будь то жилой дом или школа, административное здание или рынок, крупное промышленное сооружение или постамент для скульптуры — зодчий шел самостоятельным путем. Его концепции неуклонно развивались в пределах каждого из этих жанров.

Григор Агабабян пробовал свои силы и в архитектуре инженерных сооружений. Примечательно решение Большого Разданского (Киевского) моста в Ереване (инженеры-конструкторы В. Пинаджян, Н. Словинский). Мост, соединяющий центральную часть города с районом Ачапняк, органически вписался в панораму одного из красивейших уголков Еревана, где доминирует возвышенность холма Цицернакаберд с комплексом спортивных и мемориальных сооружений.

Работы Григора Агабабяна неоднократно экспонировались на всесоюзных и республиканских выставках и неизменно привлекали внимание своим высоким профессиональным уровнем. На II всесоюзном смотре творчества молодых мастеров архитектуры в 1947 году, где были представлены работы 150 архитекторов, он был удостоен диплома. Председатель жюри смотра академик Алексей Щусев в числе наиболее выдающихся назвал и работы Агабабяна. На третьем смотре проектов молодых архитекторов (1951) Агабабян получил первую премию.

Творческая характеристика Григора Агабабяна будет неполной, если не упомянуть о его работе по обмеру и изучению исторических памятников архитектуры Армении. До конца своей жизни он продолжал исследовать жемчужины армянского зодчества и разрабатывать проекты их восстановления. Один лишь перечень обмеров, выполненных Агабабяном, говорит о широте его интересов. Здесь Птгнаванк и Аванский храм VI века, церковь в Коше VII века, Татевский и Кечарисский монастыри IX–XII веков, монастырь Воротнаванк.

Самой большой работой Григора Агабабяна, которой он занимался в последние годы, стала реставрация одного из выдающихся ансамблей средневекового армянского зодчества — Татевского монастыря, разрушенного землетрясением в 1931 году. В разработанном Агабабяном проекте предусматривалось восстановление церквей Погос-Петрос (895), Лусаворич (1225), надвратной церкви Аствацацин (XI век), а также светских сооружений монастыря.

Григор Агабабян оставил более ста акварельных и живописных работ. Это главным образом памятники архитектуры и пейзажи.

Григор Агабабян. Татевский монастырь (1943)

Григор Агабабян. Кечарис. Церковь св. Ншана (1943)

Григор Агабабян. Церковь Кармравор в Аштараке (1973)

Как ни обширна и многогранна была творческая деятельность Агабабяна, ею не исчерпывается вклад выдающегося зодчего в архитектуру Армении. С 1946 года он работал в Исполкоме Ергорсовета, сначала в должности заместителя главного архитектора города, а затем (1951–1959) — главным архитектором. За эти годы он многое сделал для разработки генерального плана Еревана, повышения уровня градостроительной культуры, регулирования застройки города.

С 1959 года и до конца своих дней Агабабян возглавлял работу Государственного комитета Армянской ССР по делам строительства. Руководство сложнейшим делом планировки и застройки городов и сел республики, внедрением новых типовых проектов и прогрессивных методов строительства, возведением уникальных зданий и сооружений не отрывало его от непосредственной творческой работы. Более десяти лет на общественных началах он руководил архитектурно-планировочной мастерской по разработке генерального плана Еревана в институте «Ереванпроект».

Григор Агабабян опубликовал несколько десятков статей в союзных и республиканских журналах и газетах, в зарубежной армянской печати («Пайкар» и «Лрабер»). В этих статьях предметом раздумий зодчего были насущные вопросы градостроительства, стилистического и национального своеобразия архитектуры. Агабабян неизменно отстаивал комплексный, масштабный подход к решению архитектурных задач, предостерегал от увлечения техницизмом, проявления которого стали заметнее с переходом на полносборность в массовом (жилищном и культурно-бытовом) строительстве, отвергал односторонне-эстетский взгляд на архитектуру.

«Назрела необходимость как можно скорее ликвидировать разрыв между прогрессивными методами индустриализации строительства и задачами создания полноценной в архитектурно-художественном отношении застройки <…> с учетом особенностей каждого города, района и микрорайона. Надо находить новые эстетические и прежде всего тектонические закономерности, соответствующие новым материалам, конструкциям и самому принципу сборного строительства», — писал Григор Агабабян («Города смотрят в завтра», «Промышленность Армении», 1972, № 4). Ценность и результативность теоретических концепций Агабабяна состояла и в том, что он на постах главного архитектора Еревана и председателя Госстроя республики умел последовательно реализовать их в архитектурно-строительной практике.

Фото 1: витраж главного входа Центрального крытого рынка. Фото 2: фрагменты витража

В архитектуре Советской Армении Григор Гарегинович Агабабян оставил глубокий след как один из выдающихся мастеров и руководителей архитектурно-строительного дела. Творчество Григора Агабабяна получило союзное признание. В 1957 году он был избран членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры СССР. В числе наиболее видных зодчих страны он участвовал в закрытом (заказном) конкурсе на проект Дворца Советов СССР в Москве.

С 1969 года Агабабян избирался депутатом Верховного Совета Армянской ССР, был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями. Ему были присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств и заслуженного архитектора Армянской ССР. Много времени уделял Агабабян общественной деятельности, являясь членом правлений Союза архитекторов СССР и Союза архитекторов Армении, а в качестве преподавателя кафедры архитектуры Ереванского политехнического института и на практической работе он воспитал несколько поколений архитекторов.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть