Камни, превращенные в шедевры: Амедео Модильяни хотел посвятить жизнь скульптуре, но… - RadioVan.fm

Онлайн

Камни, превращенные в шедевры: Амедео Модильяни хотел посвятить жизнь скульптуре, но…

2022-07-12 19:14 , Минутка истории, 1907

Камни, превращенные в шедевры: Амедео Модильяни хотел посвятить жизнь скульптуре, но…

Моди (от фр. maudit – проклятый) – так его называли. Казалось, над ним и правда лежит проклятье. Амадео Модильяни даже на фоне богемного образа жизни, который вели французские художники в начале века, выделялся. Он был слишком: слишком нищий даже для перебивающих с хлеба на абсент собратьев по кисти, слишком пьющий даже для далеких от трезвости, слишком скандальный и буйный даже для нарушителей правил и попирателей ценностей, слишком беспутный – даже для пишущих проституток художников!

Модильяни страстно желал успеха, который пришел к нему лишь после смерти. Это сегодня его картины бьют все рекорды на аукционах. А тогда – изысканный, неприкаянный и совершенно не приспособленный к жизни художник погубил свою жизнь и увлек за собой в могилу ту, что любила его. Трагическая судьба Модильяни оставляет горькое послевкусие.

Всю жизнь он тосковал по родной Италии, собирался в нее вернуться и начать новую жизнь. И возвращался пару раз, но остаться не смог: Париж манил снова и снова. Впервые в Париж Модильяни приехал в 1906 году. Поначалу жил в дорогом отеле и ходил по музеям. Живописи учился в Академии Коларосси. А параллельно перезнакомился с художественным бомондом. Вскоре съехал из дорогого отеля в дешевую квартирку и... пустился во все тяжкие.

Вначале он пил, чтобы преодолеть свою застенчивость. Позже – чтобы скрасить разочарование. У него было много приятелей, но вряд ли кого-то можно было назвать его другом. Многие из тех, с кем вместе они скитались по дешевым ночлежкам, стали богатыми и знаменитыми. Модильяни оставался в изоляции. Лидерами двух лагерей были Матисс и Пикассо. Модильяни не следовал ни за одним из них. У него был свой путь, но какой? Он и сам толком не знал, и никто не знал. Может, и правда, этот элегантный, помешанный на чистоте красавец – «проклятый»?.. Он писал картины – их обходили молчанием, не замечали. Он неистово жаждал признания. Его не было. Потом он уже пил, потому что не умел иначе.

В 1909 году Модильяни увлекся ваянием. Скульптуре он посвятит около пяти лет. Это были очень тяжелые годы жизни. Занятия скульптурой требовали больше вложений, чем живопись. Да и здоровье нужно было покрепче, чем у истощенного беспутным образом жизни и болезненного художника. Но это увлечение существенно повлияло на живопись Модильяни и позволило сформировать собственный стиль. Его картины созданы под взглядом в первую очередь ваятеля, и лишь потом – художника. Отсюда особая осязаемость, скульптурность тел, плоские лица, длинные носы, изогнутые шеи. Он словно ваял кистью.

И если о художнике Модильяни нам известно почти все, то о Модильяни-скульптуре сведений не очень много.

Скульптурное творческое наследие Амедео составляют всего 25 высеченных из камня голов и 2 фигуры. Друзья Модильяни вспоминали, что он не раз заговаривал о желании заняться скульптурой, но высокая цена материалов мешала ему.

А началось все со знакомства со скульптором Константином Бранкузи. Скульптору понравились наброски кариатид Модильяни, он отметил их пластичность и объем и сказал, что их совершенно необходимо выполнить в виде скульптур.

Константин Бранкузи стал учителем Модильяни на целый год. Амедео настолько увлекся новым видом творчества, что совершенно забросил живопись, перестал рисовать портреты, которые ему раньше так нравились. На четыре последующих года скульптура стала основным занятием Модильяни. В 1911-м его скульптуры впервые участвовали в выставке.

Многие современники Модильяни говорили, что художник планировал посвятить жизнь скульптуре, однако из-за проблем со здоровьем и деньгами ему пришлось вернуться к картинам.

Говорили, что для скульптур Амедео приходилось красть камень со строительных площадок, но затем он подружился со строителями, и они давали ему материал бесплатно. Художник никогда не подтверждал, но и не опровергал эти слухи.

В скульптурах Модильяни легко узнаваемы мотивы африканского искусства. Его каменные головы напоминают лица древнеегипетских скульптур. Ровные линии, маленькие поджатые рты, длинные носы, вытянутые тонкие шеи, миндалевидные глаза — черты которые объединяют скульптуры Модильяни с изображениями древних египтян.

А в одной из скульптур угадываются черты Анны Ахматовой:

В 1911 году в ателье художника Амадеу ди Соза-Кардозу прошла первая выставка Модильяни под названием «Столпы нежности». На выставке были представлены скульптуры голов из камня. Вместо обычных электрических ламп в качестве освещения художник использовал свечи. В мерцании огней головы казались магическими идолами, что создало на выставке особенную атмосферу.

После первой выставки у Модильяни возникла идея создать серию скульптур «Храм красоты», наполненный кариатидами (кариатидами в Древней Греции называли скульптурное изображение женских одетых или задрапированных фигур). Но, к сожалению, скульптор так и не воплотил свой замысел.

«Кариатида» для серии «Храм красоты»

«Кариатида», 1914 год, для серии «Храм красоты»

Многие эскизы кариатид, которые должны были служить основой для скульптур, в 2000-х годах были проданы на аукционах в разных уголках мира.

В 1912 году в «Осеннем Салоне» в Париже прошла вторая выставка скульптур Модильяни, на которой было представлено еще 7 каменных голов. Экспонаты так понравились посетителям, что несколько «Голов» даже купили.

Окрыленный успехом Модильяни в 1913 году возвращается на родину, в Ливорно, для создания несколько мраморных скульптур. Ни одна из них, к сожалению, не сохранилась.

Современники поговаривали, что творец был недоволен результатом работы и, раздосадованный, утопил скульптуры не то в море вблизи Ливорно, не то в парижской Сене.

Одна из голов серии «Столпы нежности» в 1927 году попала в коллекцию французского предпринимателя Гастона Леви. В 2010 году «Голову» продали в Париже на аукционе Christie's за 52,6 млн $, благодаря чему она вошла в десятку самых дорогих скульптур мира.

«Голова», проданная на аукционе Christie's

В публикации использованы материалы a-modigliani, artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть