С их именами связана история армянского просвещения: Свв. апостол Фаддей и дева Сандухт – мученики за веру - RadioVan.fm

Онлайн

С их именами связана история армянского просвещения: Свв. апостол Фаддей и дева Сандухт – мученики за веру

2022-07-30 20:41 , Минутка истории, 1875

С их именами связана история армянского просвещения: Свв. апостол Фаддей и дева Сандухт – мученики за веру

Христианство, официально принятое Арменией в начале IV века, стало распространяться на территории государства еще в I столетии. Тогда же пролилась кровь первых мучеников, многие из которых впоследствии стали общехристианскими святыми. Однако не менее самоотверженными были и те, кто не остался в истории других христианских церквей, например, Святая дева Сандухт. К счастью, о ней и многих других мучениках сохранила память Армянская Апостольская церковь. Кем на самом деле была Сандухт и как она связана с апостолом Фаддеем – рассказываем в День памяти этих святых.

Традиционной датой принятия Арменией христианства считается 301 год, первая половина царствования Трдата III Великого (287-330 гг.). И хотя датировка условная, погрешность находится лишь в пределах десятилетия: в Церковной истории Евсевия Кесарийского упоминается о войне римского императора Максимина Дазы с армянами, которые к этому времени уже приняли христианство.

Однако и до принятия христианства в качестве государственной религии в Армении уже существовали христианские общины, доказательством чему служит упоминание в книге Евсевия о письме александрийского епископа Дионисия «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Мерузан». И пока религия не стала официальной, гонения на христиан в Армении происходили так же, как и, например, в Римской империи.

Царь Трдат III умоляет Григория Просветителя вернуть ему человеческий облик. Франческо Фраканцано, 1635/1637. Из коллекции Сан Грегорио Армено в Неаполе

Патриарх Армянской церкви в Константинополе Магакия (Орманян) указывает на гонения при царях Арташесе (начало II в.), Хосрове (первая половина III в.) и Трдате III; существует также предание о мученичестве апостола Фаддея при царе Санатруке в I веке. Большинство мучеников, пострадавших в Армении до 301 года, являются общехристианскими святыми, однако многие из них неизвестны широкому кругу верующих. Кроме того, существуют также предания о неизвестных в других церквах мучениках, одной из которых является почитаемая Армянской Апостольской Церковью дева Саандухт, и

ли Сандухт.

Святая дева Сандухт

Сандухт происходила из знатного рода. Принято считать ее дочерью царя Армении Санатрука, родственника Эдесского царя Абгара, который, по преданию, был исцелен апостолом Фаддеем и обратился в христианство. Легенда гласит: когда в царскую резиденцию Шаваршаван прибыл Святой Фаддей, Сандухт, услышав его проповедь, обратилась в христианство. Узнав об этом, отец попытался отвратить дочь от новой веры и даже заключил в тюрьму. Но девушка не уступила ни мольбам, ни угрозам, тем более что она не оставалась без поддержки: в заточении ее навещал сам Фаддей, укреплявший веру Сандухт. И, не добившись успеха, отец казнил дочь.

Царь Санатрук и царица Авде после трех дней снежного шторма. Г. Фусаро, XIX в

В истории Сандухт присутствуют некоторые хронологические противоречия, связанные, прежде всего, со временем жизни мученицы и других действующих лиц. Так, уже само родство Сандухт с царем Санатруком вызывает вопрос, какой из них — Санатрук I или Санатрук II — был ее отцом, и была ли она царевной? В комментариях к тексту Иованнеса Драсханакертци историк Маргарита Дарбинян-Меликян указывает на царя Санатрука II (88-109 гг.), но в таком случае дева едва ли могла видеть Святого Фаддея, чья смерть произошла не позднее 66 года, как не мог казнить апостола и сам ее отец.

Если же год смерти Сандухт — 66-й, как указывает в своем «Словаре» Георгий Хомизури, то она не могла быть дочерью Санатрука, известия о котором так же противоречивы: в историографии Санатрук — сын Трдата I. Вероятно, вследствие этих и других несовпадений возникло мнение, что мученичество Сандухт — не более чем красивая легенда или предание. О ней нет сведений и в православных сборниках житий, однако это вовсе не говорит о ее абсолютной неисторичности: о Сандухт упоминают католикос Иованнес Драсханакертци и историк Мовсес Хоренаци; существует описание мученичества Святого Фаддея и Святой Сандухт. Возможно, девушка либо была дочерью некоего вельможи по имени Санатрук, либо пострадала в более позднее время. Можно также допустить существование царя Санатрука I, известий о котором не сохранилось. Между IV и V веками останки Святой Сандухт были найдены близ поля Шаваршаван, а в X веке там был построен ныне разрушенный Нарекский монастырь.

Апостол Фаддей обращает в христианство армянскую принцессу Сандухт. Мартирос Атунян

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть