Легенда кинематографа: «поэт отчуждения» Микеланджело Антониони и его пять культовых фильмов - RadioVan.fm

Онлайн

Легенда кинематографа: «поэт отчуждения» Микеланджело Антониони и его пять культовых фильмов

2022-07-30 21:21 , Немного О..., 667

Легенда кинематографа: «поэт отчуждения» Микеланджело Антониони и его пять культовых фильмов

Микеланджело Антониони — итальянский режиссер, признанный классик европейского кинематографа. Его называют «поэтом отчуждения» — за то, что темой своих лучших фильмов он сделал одиночество, неустроенность, пустоту, но его также можно назвать и поэтом красоты, свободы и человеческой души, которой всегда слишком тесно в рамках, которые предлагает мир. Его истории с детективными завязками на поверку всегда оказываются чем-то большим.

Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года в городе Феррара (регион Эмилия Романья, Италия). В 1935 году Антониони окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье. Затем писал критические статьи для местной газеты.

В 1939 году Антониони приехал в Рим, где оступил в киношколу при Римском экспериментальном киноцентре, учился режиссерскому мастерству. Вскоре он вошел в группу молодых итальянских режиссеров, формировавших новое направление в кинематографе - неореализм.

Первой самостоятельной работой Антониони стали съемки в 1943 году документального фильма «Люди с реки По» о рыбаках, живущих в долине этой реки. Затем он поставил еще несколько документальных фильмов, также снятых в русле неореализма.

А иервым игровым фильмом Антониони стала "Хроника одной любви" (1950).

Ранние фильмы режиссера ("Побежденные", 1952; "Дама без камелий", 1953; "Крик", 1957 и другие) были охарактеризованы критиками как "внутренний неореализм". В этих фильмах проявились основные черты режиссерского стиля Антониони – замедленный темп, склонность к длинным планам, внимание к деталям. В фильме "Крик" впервые снялась итальянская актриса Моника Вити, ставшая впоследствии подругой и музой режиссера.

В 1957–1958 годах Антониони поставил в римском театре "Элизео" пьесы "Тайные скандалы" (одним из авторов которой он был) и "Я – камера".

Широкая известность пришла к нему в 1960-е годы после фильмов "трилогии отчуждения": "Приключение" (1960), "Ночь" (1961) и "Затмение" (1962), в которых снялась Моника Витти и актеры Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Жанна Моро, Леа Массари.

Легендарным фильмом Микеланджело Антониони считается «Фотоувеличение», появившийся в 1966-м. Это был первый проект режиссера на английском языке. Съемки происходили в Великобритании. После него карьера постановщика пошла на спад.

В 1970-х он работал в США, сняв несколько фильмов, в числе которых провальный «Забриски-пойнт» и успешный «Профессия: репортер» с Джеком Николсоном. На закате жизни режиссер много путешествовал, увлекаясь съемками документальных фильмов.

В числе наград автора сценариев и режиссера оказались «Золотой медведь», «Золотой лев», «Оскар», и другие.

Постановщик скончался 31 июля 2007 года. Причины смерти оказались вполне естественными: режиссеру было 94 года. В наследство потомкам он оставил памятные фото и несколько десятков кинокартин.

Пять культовых фильмов Микеланджело Антониони

«Приключение», 1960г

«Приключение» — первый фильм знаменитой «трилогии отчуждения» с Моникой Витти, чьи героини (в каждом из трех фильмов они разные) всегда были не очень улыбчивы и погружены в свои мысли. Завязка у фильма, как и полагается, детективная: компания, путешествующая по Тирренскому морю на небольшом суденышке, высаживается на безлюдном острове, ведет беседы, любуется красотами аскетичных скал и водных просторов, а по ходу теряет одну из прекрасных путешественниц — Анну.

«Красная пустыня», 1964г

Первый цветной фильм Антониони в 1964 году принес режиссеру главный приз Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва». Главную роль в «Красной пустыне» вновь исполнила Моника Витти. Ее героиня чудом остается в живых, едва не погибнув под колесами грузовика, после чего не может избавиться от чувства одиночества и смертельной тоски. Цветами в картине режиссер пользовался, как красками: изобразил тоску городского пейзажа с помощью оттенков серого — главной гаммы фильма, разбавил ее пятнами красного, зеленого и холодного синего. Некоторые из кадров он даже подкрашивал вручную, чтобы добиться большей выразительности.

«Фотоувеличение», 1966г

Пожалуй, самый известный фильм Антониони, про который хотя бы раз слышал каждый, — это «Фотоувеличение». Это первый англоязычный и первый снятый за пределами Италии фильм режиссера. Своими новыми героями режиссер сделал легкий на подъем свингующий Лондон 1960-х, объятый культом моды, молодости и веселья. В центре истории — талантливый фотограф Томас - герой своей эпохи, который много работает, много веселится и вряд ли ценит что-то больше, чем собственную популярность и успех. В основу фильма лег рассказ Кортасара «Слюни дьявола» — говорят, что самого писателя в образе бродяги можно разглядеть на одной из мелькающих в кадре фотографий.

«Забриски-пойнт», 1970г

После «Фотоувеличения» Антониони отправился в Америку, чтобы рассказать историю о хиппи и молодежных настроениях конца 1960-х — времени, когда весь западный мир ненадолго, но ощутимо пошатнулся под тяжестью студенческих бунтов. Молодежь хотела новой жизни, провозглашала идеалы свободы и любви, ждала перемен и была готова совершать их сама. На главные роли режиссер пригласил непрофессиональных актеров Дэрию Хэлприн и Марка Фрешетта (его Антониони решил задействовать в картине, случайно увидев на улице, как он эмоционально выясняет отношения с женщиной). Герои путешествуют по пустыне, занимаются любовью и попутно пытаются выяснить, в чем смысл жизни.

«Профессия: репортер», 1975г

Журналист Дэвид Локк, надеясь завершить репортаж об африканских повстанцах, останавливается в богом забытом уголке пыльной Сахары. Однажды Локк обнаруживает своего соседа по этажу мертвым, но вместо того чтобы пугаться и бить тревогу, аккуратно срезает лезвием фотографии в чужом и своем паспортах и меняет их местами. Так репортер Дэвид Локк умирает для остывшей к нему жены, приемного сына, коллег, и, может, себя самого, а некто мистер Дэвид Робертсон остается жить и отправляется в Европу. В 1975 году, когда «Профессия: репортер» впервые увидела свет, она осталась незамеченной и зрителями, и критиками, зато спустя годы была признана апогеем творчества не только самого Антониони, но и Джека Николсона, исполнившего в картине главную роль.

Лента

Рекомендуем посмотреть