За свою популярность и неординарный талант Леонард Бердстайн дорого расплачивался, неукоснительно отстаивая своё право быть тем, кем он себя ощущал - RadioVan.fm

Онлайн

За свою популярность и неординарный талант Леонард Бердстайн дорого расплачивался, неукоснительно отстаивая своё право быть тем, кем он себя ощущал

2022-08-25 19:57 , Немного О..., 1764

За свою популярность и неординарный талант Леонард Бердстайн  дорого расплачивался, неукоснительно отстаивая своё право быть тем, кем он себя ощущал

Человек невероятной энергии, талантливый композитор и дирижёр, выдающийся деятель американского искусства XX столетия, значимая фигура в музыкальной культуре США — любое из этих определений не описывает полностью того человека, коим в действительности являлся знаменитый Леонард Бернстайн. На протяжении всей сознательной жизни его окружали разговоры: неиссякаемый поток комментариев, слухов, домыслов, мнений, оценок. Любое его действие, слово, творческий результат — всё оказывалось под пристальным наблюдением и анализом прессы, поклонников и критиков. Это та цена, которую Бернстайн платил за свою популярность и неординарный талант, неукоснительно отстаивая своё святое право быть тем, кем он себя ощущал.

Краткая биография Бернстайна

Леонард Бернстайн родился в американском городе Лоренс, расположенном на северо-востоке страны, в штате Массачусетс, 25 августа 1918 года. Отец семейства Сэм Бернстайн имел украинское происхождение. В молодости он эмигрировал в Нью-Йорк в стремлении начать следовать собственным путём к успеху в стране, которая, как казалось, предоставляла для этого все возможности. Некоторое время Сэму приходилось работать на самых низкооплачиваемых должностях, уборщиком, пока его дядя не помог ему устроиться менеджером в свою парикмахерскую. Затем старший Бернстайн организовал собственный бизнес по распространению косметических средств. Леонард рос в семье, где прагматизм и твёрдый расчёт преобладал над творческим началом. С детства мальчика учили тому, что успех исходит исключительно из трудолюбия и верности материальным принципам, а занятия искусством не способны приносить доход и стать основой для накопления солидной финансовой базы для безбедной жизни.

Когда Леонарду исполнилось 10 лет, он, вопреки отцовским заветам, увлёкся игрой на пианино. Одна из многочисленных родственниц, разводясь с супругом, привезла в дом Бернстайн музыкальный инструмент и оставила его там на хранение. Леонард стремился научиться играть с пылкостью, энтузиазмом и горячностью, свойственной юному возрасту. Отец оценил рвение наследника, и уже через некоторое время мальчик получил в подарок небольшой рояль.

Леонард Бернстайн учился в Бостонской Латинской школе, затем — в Гарвардском университете, где его преподавателем по теории музыки был Артур Тиллман Мерритт. В дальнейшем Бернстайн в течение целого года совершенствовал свои технические навыки в одной из самых престижных консерваторий страны — Кёртисовском институте музыки, в Филадельфии. В стенах Альма-матер Леонарду довелось познакомиться с Фрицем Райнером, известным дирижёром, который был свято убеждён в том, что истинное совершенное звучание музыки достигается «мозаичным» путём, то есть через создание цельного образа из деталей: каждый пассаж, короткая фраза имеют значение. Однако в этот период, несмотря на авторитет наставника, Леонард начинает склоняться к иному мнению, стараясь выразить, что в музыке техника не имеет первостепенного значения, важен эмоциональный авторский посыл.

В 1940 году Бернстайн, будучи в составе авангардной студенческой группы, познакомился с Сергеем Кусевицким, дирижёром, в лице которого будущий композитор обрёл не только мудрого преподавателя, но и единомышленника, разделяющего его взгляды относительно средств выражения мощи и красоты музыки.

Леонард Бернстайн и Сергей Кусевицкий

После окончания обучения Бернстайн получил должность ассистента дирижёра в филармонии в Нью-Йорке. В период с 1945 по 1947 гг Леонард уже руководил оркестром театра New York City Center и гастролировал по городам США, Израиля и Европы.

В 1951 году Бернстайн женился на женщине по имени Фелиция Монтеалегре, актрисе чилийского происхождения. В дальнейшем, Леонард стал отцом троих детей (Джейми, Александра и Нины).

Бернстайн с женой и детьми

В 50-х годах Бернстайн активно гастролировал, он приобрёл известность и признание, располагал возможностью пожинать плоды своей успешной творческой реализации, выступал на мастер-классах и телевидении. В тот же период у композитора начались проблем со здоровьем, была диагностирована эмфизема. Однако врачебное заключение не повлияло на привычки Леонарда, он продолжал курить. В 1976 году жена Леонарда заболела раком лёгких, композитор испытывал чувство вины за страдания близкого человека.

Бернстайн, несмотря на то, что супружеская жизнь давно уже не напоминала идиллическую картину, старался постоянно находиться рядом с женой. Он заботился о смертельно больной женщине вплоть до её последних дней. Фелиция умерла через 2 года. Леонард продолжил преподавать и давать концерты, однако многие друзья и коллеги отметили, что характер его стал более резким, а суждения — категоричными, не терпящими возражений.

В октябре 1990 года Бернстайн сделал публичное заявление о том, что завершает свою профессиональную деятельность. В том же месяце, буквально через 5 дней после объявления, композитор скончался от сердечного приступа. Леонарда Бернстайна похоронили на кладбище Грин-Вуд, в Бруклине.

Творчество Бернстайна

Бернстайн занимал должность музыкального руководителя филармонии в Нью-Йорке с 1958 по 1969 гг. Его дебют в 1943 году в статусе дирижёра был отмечен ажиотажем прежде всего потому, что в заявленной программе значился «Дон Кихот» Р. Штрауса, симфоническая поэма невероятной сложности. Бернстайн умело справился с возложенной на него ответственностью, что стало началом успешной карьеры. В конце 50-х годов имя композитора было на слуху у всей страны: он выступал на так называемых концертах для молодёжи. Эти события транслировались по телевидению, что привлекало множество зрителей и способствовало распространению интереса к классической музыке среди населения всех возрастов и социальных статусов.

В 1956 году Бернстайн создал мюзикл «Кандид», ставший первым его произведением в озвученном жанре. Однако публика оценила спектакль невероятно высоко лишь в 1974 году, а в год премьеры автор был вынужден довольствоваться весьма сдержанными отзывами. В 2000 году постановка была отмечена театральной премией Лоуренса Оливье, через 11 лет — наградой Джозефа Джефферсона.

В 1957 году композитор представил своё очередное творение, которое превзошло ожидания поклонников и поразило критиков — «Вестсайдскую историю». Именно этот спектакль в наивысшей степени отразил умение и способность автора сочетать классику и популярный жанр, ведь именно эти два направления композитор любил особенно.

С 1958 по 1973 гг на американском телевидении вышли в эфир более 50 концертов для молодёжной аудитории, но только половина из них в будущем появилась в прокате на DVD. В 1961 году Бернстайн представил слушателям полный симфонический цикл, посвящённый австрийскому композитору Густаву Малеру. Событие имело огромное культурное значение, именно оно послужило отправной точкой к началу возрождения интереса к симфониям Малера.

Леонард Бернстайн трижды становился обладателем премии Тони: в 1953 году (за мюзикл «Чудесный город»), в 1958 году (за постановку «Вестсайдской истории») и в 1969 году, когда композитору досталась специальная награда (Special Tony Award) за достижения в театральной сфере. В 1962-64 гг Бернстайн стал лауреатом Grammy, завоевав 3 статуэтки в номинации «Лучший альбом для детей».

Интересные факты

— Однажды в 1937 году Леонард посетил симфонический концерт в Бостоне. Музыка исполнялась оркестром под руководством греческого дирижёра Димитриса Митропулоса. Сердце Бернстайна ликовало и пело, восхищение переполняло душу. Этот момент определил будущую судьбу композитора и укрепил его веру в то, что композиция и занятия музыкой являются его высшим предназначением, делом, которому он готов посвятить жизнь без остатка.

— Интересно, что своим первоначальным успехом Бернстайн «обязан» военному призыву. В 1943 году, когда Леонард уже получил статус выпускника и отчаянно искал работу по специальности, в музыкальных учреждениях страны образовался жёсткий «недобор» сотрудников: музыканты были отправлены исполнять воинский долг. Бернстайн на тот момент обзавёлся сомнительной рекомендацией, в которой был указан тот факт, что молодой человек страдает астмой и в целом имеет слабое здоровье. Однако в ноябре именно Леонард встал за дирижёрский пульт в зале Нью-Йоркской филармонии. Руководство на свой страх и риск, от безысходности и отсутствия достойной альтернативы, пригласило именно молодого и никому ещё не известного Бернстайна в качестве дирижёра. Первый же концерт имел ошеломительный успех, который получил отражение в хвалебной статье авторитетной газеты «Таймс». К концу музыкального сезона Бернстайн уже имел в своей «копилке» 11 блестяще отыгранных концертов.

— В 1952 году Леонард выступил в качестве основателя фестиваля в Брандейском университете в городе Уолтем штата Массачусетс. Композитору принадлежит знаменитая фраза: «Я не хочу, чтобы оркестр звучал сам о себе, он должен звучать так, как того желал композитор».

— Леонард и его супруга активно участвовали не только в культурной, но и в социальной жизни страны, что не всегда положительно сказывалось на так называемом имидже богемной четы. Фелиция помогала организовывать антивоенное движение, призванное выразить протест против войны во Вьетнаме. В 1967 году подобная деятельность относилась к разряду антигосударственной, аналогичным образом расценивалась и откровенная поддержка афроамериканцев. Бернстайн не стеснялся в выражении собственных взглядов, которые порой не совпадали с политикой правящих чинов. Некоторое время за композитором вёл наблюдение сам всесильный руководитель ФБР Эдгар Гувер. Он подозревал Бернстайна в пропаганде коммунистического мировоззрения и дотошно выискивал явные, неоспоримые доказательства своего предположения. При этом сам Леонард не скрывал, что является сторонником исключительно либеральной демократии.

— Бернстайн считается не только виртуозным дирижёром, но и пианистом. Примечателен факт, что сам композитор не дал ни одного сольного фортепьянного концерта.

— Бернстайн оказался первым американцем, который управлял оркестром в Милане, на сцене Ла Скала. Речь идёт о постановке оперы «Медея» Луиджи Керубини, где главную роль исполнила незабвенная Мария Каллас.

— Несмотря на всеобъемлющую любовь публики, Бернстайн оставался некой персоной нон-грата для сообщества критиков. Гарольд Шонберг, работавший в издательстве «The New York Times», не жалел нелицеприятных эпитетов, создавая очередную свою колонку. Бернстайн становился объектом зависти, негодования, непонимания и осуждения со стороны не только Шонберга, но и его коллег по цеху. Лишь в конце 80-х годов откровенная ненависть уступила место сдержанному снисхождению. В настоящее же время не осталось ни одного критика, который бы ни признал в Бернстайне величайшего дирижёра, прославившего на века и своё имя, и собственную страну.

— Бернстайн был ярым поклонником легендарной группы «The Beatles». Каждый раз, когда дочка Джейми возвращалась домой с очередной пластинкой, Леонард собирал детей и включал проигрыватель, устраивая некое подобие семейных вечеров.

P. S.

Невзирая на выраженную противоречивость, которая сопровождала рабочую деятельность и личную жизнь, Леонард Бернстайн сумел стать одним из самых известных и востребованных композиторов своего времени. Секрет такого успеха, вероятно, заключён в неподдельной страсти, которая, словно живительная родниковая вода, питала творческий процесс и передавалась впоследствии каждому, кто слушал и слышал музыку, от сердца к сердцу.

По материалам soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть