Незачем человеку покорять Луну, если он может потерять Землю: Франсуа Мориак сравнивал писателя, который пишет романы, с Богом - RadioVan.fm

Онлайн

Незачем человеку покорять Луну, если он может потерять Землю: Франсуа Мориак сравнивал писателя, который пишет романы, с Богом

2022-10-11 19:57 , Немного О..., 1038

Незачем человеку покорять Луну, если он может потерять Землю: Франсуа Мориак сравнивал писателя, который пишет романы, с Богом

Обладатель Нобелевской премии по литературе Франсуа Мориак – один из самых крупных католических писателей XX века, продолжатель традиций, заложенных Оноре де Бальзаком и Эмилем Золя. В своих романах он обращался к вечным темам – конфликтам между Богом и человеком, мужчиной и женщиной, человеком и его совестью. В своем творчестве Мориак выступал как великолепный психолог и как историк современного ему общества. Писателя, который пишет романы, он сравнивал с Богом – по Мориаку романист «более всего похож на Бога, он также творит живых существ, придумывает им судьбы, сплетая события и катастрофы, скрещивает их жизненные пути, доводит до смертного часа».

По совету Мориака еврейский писатель Эли Визель перенёс на бумагу свой горький опыт Холокоста: его первый, принёсший ему известность, роман на французском языке «Ночь» вышел с предисловием Мориака. Как христианский общественный деятель, вёл непримиримую дискуссию с Роже Пейрефиттом. По предложению Мориака Нобелевская премия по литературе 1970 была присуждена А. И. Солженицыну.

Краткая биография и творчество

Франсуа Шарль Мориак родился 11 октября 1885 года в Бордо, в семье коммерсанта. По окончанию коллежа поступает в университет Бордо, который заканчивает магистром в 1905 году. На следующий год уезжает в Париж, посвящая всё время подготовке к экзаменам в Эколь де Шарт, куда поступает в 1908 году. Но после успеха своей первой публикации оставляет учёбу ради литературы.

Литературная деятельность Мориака началась в 1909 году – это был поэтический сборник «Соединенные руки». И вскоре начинающий автор получил положительный отклик, предсказывающий ему «славное будущее», это была статья писателя Мориса Барреса, оказавшего сильное влияние на Мориака. Раннее творчество Мориака – первые сборники стихов, романы – глубоко автобиографичное, во многом подражательное и в нем чувствуется влияние религиозных воззрений писателя, но в нем уже видны многие черты, характерные для зрелого творчества писателя: путь молодого человека, который ищет бога и тема всевластия денег.

Первый роман будущего классика французской литературы «Дитя под бременем цепей», изданный в 1913 году, отобразил те черты, которые характеризовали и его более позднее творчество. В этом романе, под влиянием реализма, автор пишет о молодом человеке, который приехал из провинции для «покорения столицы». Но молодой человек чувствует себя в столице одиноким, что влияет и на его окружающих. Но его томления скорее надуманны, и он обретает мир, обратившись к Богу и ответив на любовь кузины.

С началом Первой мировой войны Мориака призвали в армию, он служил санитаром в одном из госпиталей Красного Креста. Война на несколько лет оторвала его от занятий литературой. Его первая послевоенная книга появляется лишь в 1920 году, роман «Плоть и кровь».

Самым же плодотворным для писателя оказался период между двумя войнами, когда появились романы «Поцелуй, дарованный прокаженному» (1922), укрепивший репутацию писателя, как тонкого психолога, умеющего заглянуть в потаенные места духовной жизни. За ним последовали «Прародительница» (1923), «Огненный поток» (1924), «Пустыня любви» (1925), «Тереза Дескейру» (1927), «Клубок змей» (1932), «Тайна Фронтенака» (1933), «Конец ночи» (1935), «Дорога к морю» (1939); пьеса «Асмодей» (1938), а также религиозно-философские сочинения «Бог и Маммона» (1929), «Муки и счастье христианина» (1931), «Жизнь Иисуса» (1935).

За роман «Пустыня любви» Мориак был удостоен Первой премии Французской академии. Но по-настоящему авторитетным писателем Мориак становится после опубликования своего известного романа – «Тереза Дескейру». Жизнь и судьба Терезы Дескейру имели продолжение спустя несколько лет в романе «Конец ночи» (1935).

В 1932 году Мориак выпускает в свет свой роман «Клубок змей» – роман сильный, значимый и, пожалуй, самый яркий по реалистичности, и антибуржуазный. В нем автор описал нравственное уродство современного ему общества и особенно выделил мотив чудовищного одиночества людей в мире дельцов. Еще один значительный роман, поднимающий тему морального кризиса в обществе – «Дорога в никуда» (1939).

В годы второй мировой войны Мориак становится активным участником Движения Сопротивления и печатает в подпольном издательстве публицистическую книгу «Черная тетрадь» (1943), осуждавшую коллаборационизм. Это, однако, не помешало ему после освобождения призвать французов быть милосердными к тем, кто сотрудничал с захватчиками. Выступал против колониальной политики, решительно осуждал применение пыток французскими военными в Алжире.

Нобелевская премия Франсуа Мориака в 1952 году

После войны Мориак публикует роман «Фарисейка» (1941) и повесть «Мартышка» (1951), но основное внимание уделяет работе журналиста и публициста. В последние годы жизни Мориак пишет в основном мемуары. Свою последнюю работу – роман «Мальтаверн» (1970) Франсуа Мориак не успел закончить, книга была напечатана посмертно.

Писатель скончался в Париже 1 сентября 1970 года в возрасте 84-х лет. Похоронен на кладбище Вемарса (Валь-д’Уаз).

P. S.

Мориака часто называют жестоким романистом, в своих героях он видел и раскрывал человеческие пороки: алчность, корыстолюбие, аморальность, жестокость, лицемерие, безразличие… Мориак видел свою цель в том, чтобы изображать человека в его естестве, стремился раскрыть внутренний мир своих героев, их психологию и побуждения к действию. Его герои неординарные личности, обреченные на непонимание и одиночество, их судьбы, их жизнь становятся «дорогой в никуда», а отношения в семье похожи на «клубок змей». «Мне ведомы драмы сердец замкнутых, тесно связанные с грязной человеческой плотью», – так написал Мориак в предисловии к своему роману «Тереза Дескейру». И далее задается вопросом: «Неужели мне никогда не удастся вывести на сцену людей, излучающих добродетель, открытых сердцем?». Но при этом он любил каждого своего персонажа, даже самого отталкивающего, жалкого и непокорного. «Чем больше жизни в наших персонажах, тем меньше они нам подчиняются», – писал Мориак.

Мы собрали 15 знаковых цитат из книг писателя:

Строительство воздушных замков ничего не стоит, но их разрушение обходится очень дорого.

— Дороже всего обходятся непродажные женщины.

— Любить — значит видеть чудо, невидимое для других.

— Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

— Ужасно, что нет ничего прочного в жизни: всё течёт, меняет форму, не остановишь мгновения, не удержишь той полоски жизни, когда существование твоё становится терпимым и у тебя хватает сил сносить его.

— Чем больше женщин знает мужчина, тем примитивнее его представление о них.

— Когда вспоминаешь о том времени, когда ты любил, кажется, что с тех пор больше уже ничего не случилось.

— Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты» — это верно. Но я лучше узнаю тебя, если ты скажешь, что ты перечитываешь.

— Незачем человеку покорять Луну, если он может потерять Землю

— Единственное достоинство диктатуры: не нужно часами сидеть у приемника, чтобы узнать результаты выборов.

— Наша жизнь измеряется усилиями, которых она стоила нам.

— Я стою одной ногой в могиле и не желаю, чтобы мне наступали на другую ногу.

— Часто правильной дорогой оказывается та, на которую трудней всего вступить.

— Самым простым всегда оказывается тот выход, о каком мы прежде и не думали.

— Сейчас у нас осень, гроздья, осыпанные дождевыми каплями, блещущими между ягодами, уже не нальются сладкими соками, - все отнял у них дождливый август. Не вернуть им потерянного. Поздно! Но для человека, может быть, никогда не бывает поздно. Я твержу себе, что для человека никогда не поздно.

Лента

Рекомендуем посмотреть