Высказанные им более пяти веков назад мысли и сегодня актуальны: «князь гуманистов» Эразм Роттердамский и его сатирический труд «Похвала Глупости» - RadioVan.fm

Онлайн

Высказанные им более пяти веков назад мысли и сегодня актуальны: «князь гуманистов» Эразм Роттердамский и его сатирический труд «Похвала Глупости»

2022-10-28 21:47 , Минутка истории, 1541

Высказанные им более пяти веков назад мысли и сегодня актуальны: «князь гуманистов» Эразм Роттердамский и его сатирический труд «Похвала Глупости»

Один из самых выдающихся ученых эпохи Северного Возрождения Эразм Роттердамский скрупулезно исследовал античную литературу, а также впервые издал оригинал Нового Завета, дополнив его комментариями. Но наибольшую известность получил его сатирический труд «Похвала Глупости», выдержавший не одну сотню переизданий. Сам автор, однако, не считал произведение серьезным, но и не скрывал: «читатель, не вовсе бестолковый, извлечет более пользы, чем из иного педантского и напыщенного рассуждения». Действительно, высказанные более пяти веков назад мысли и сегодня способны заставить задуматься.

Портрет Эразма Роттердамского кисти Ганса Гольбейна-младшего

Эразм, которого часто называют Роттердамским по месту рождения, был незаконнорожденным, но желанным и любимым ребенком. Родился он 28 октября 1469 года. Отец его, католический священник из городка Гауда близ Роттердама, полюбил некую Маргарет, возможно, экономку. Заключить брак означало пойти против воли семейства и разрушить церковную карьеру, поэтому влюбленные просто жили вместе, без венчания.

В такой семье родилось двое детей, старший Питер и младший Эразм. Есть разные версии относительно настоящего имени младшего сына – либо это результат перевода на латынь, либо же мальчика назвали именно так в честь христианского святого Эразма Формийского.

Мальчики жили в счастливой любящей семье, но это продолжалось недолго. Они попали в школу – лучшее местных из учебных заведений. А потом случилось то, что навсегда отделило эту первую, счастливую часть жизни Эразма от дальнейшей его судьбы – далеко не всегда благополучной, зато наполненной смыслом и целью.

Мать и отец братьев умерли от чумы, напасти, которая то уходила, то возвращалась, каждый раз унося тысячи жизней в Европе. Эразм остался сиротой, и когда ему было тринадцать, он отправился в монастырь, где прожил несколько лет. Оказалось, что именно этот шаг направил юношу на единственно возможный для него путь. Его призванием стала вовсе не роль монаха или даже священника, как его отец. В монастыре Эразм получил доступ к самому интересному, что было в его жизни – к древним манускриптам, к античным рукописям.

Он получил возможность изучать в библиотеке монастыря латынь и греческий, читать классиков, погрузиться в атмосферу античного мира, который был заключен в эти документы, мира, ставшего в итоге для Эразма куда более близким, чем мир реальный. Вдобавок не то школа, не то врожденные особенности сделали из него человека, способного к самообразованию: в изучении наук он находил удовольствие, это была его страсть.

Разумеется, он преуспел. Прекрасно владея речью, обладая широкими познаниями в доступных тогда науках, острым быстрым блестящим умом, но не приняв для себя монастырскую жизнь, он покинул стены обители и поступил на службу секретарем Генриха Бергенского, епископа города Камбре.

Благодаря своим способностям и покровительству влиятельных церковников, которые и руководствовались, в общем, стремлением дать дорогу талантливому молодому человеку, прекрасно знающему латынь, Эразм поступил в Парижский университет. Так сын священника из Гауды получил возможность заниматься любимым делом своей жизни – учиться и проводить время среди древних рукописей.

Альбрехт Дюрер. Эразм Роттердамский

Если же говорить о практической, бытовой стороне, то парижские годы были довольно непростыми. Эразм недоедал и даже голодал, здоровье его было подорвано, в некотором роде приходилось выживать. В те годы молодой ученый начал преподавать – репетиторство давало средства к существованию и не отвлекало от наук.

Позже философа ценили как талантливого преподавателя. Сначала он получил звание почетного доктора в Туринском университете, потом преподавал в Кембридже, был профессором богословия. Интеллект, эрудиция позволяли Эразму и быть интересным собеседником и полезным консультантом и для правителей тогдашней Европы. Английский двор не скрывал своей симпатии к философу, папа римский был его поклонником, а Карл Испанский – будущий император Священной Римской империи Карл V, который тоже высоко ценил свое знакомство с Эразмом, - дал ему должность королевского советника, при этом не требуя выполнения каких-либо обязанностей, но определив философу щедрое вознаграждение. Это позволило ученому продолжать свои изыскания, не отвлекаясь на решение насущных вопросов относительно средств к существованию. Первой стала книга Adagia, которая представляла собой сборник изречений античных авторов.

Благодаря своему интеллекту, быстрому уму, ироничному взгляду на вещи Эразм очень легко завоевал признание в Европе, он быстро стал человеком исключительно популярным. Он был одним из первых гуманистов – приверженцев системы взглядов на человека как на высшую ценность, за что получил прозвище «князь гуманистов». Эразм не стремился к публичности, не искал влияния и должностей, был не из тех, кто проповедует с целью увлечь за собой как можно больше последователей; он исследовал интересные ему материи, фиксировал результаты своих размышлений в литературных произведениях. Они, эти произведения, часто становились бестселлерами.

Чего стоит один тот факт, что в те годы – на рубеже XV и XVI веков – от 10 до 20 процентов всех продаж книг в Европе приходилось на сочинения Эразма Роттердамского. Одной из самых знаменитых стала работа «Похвала глупости» (оригинальное название «Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus»), где в ироничной форме Эразм прошелся по основным порокам современного ему общества. Разумеется, большая часть сочинения относилась к церкви – вообще в те годы большая часть того, о чем писали, было связано с религией.

На тот же период пришлось распространение учение Мартина Лютера и начало Реформации. Лютер был одним из многих корреспондентов Эразма, другим стал, ни много ни мало, Томас Мор, английский философ и государственных деятель. «Похвала глупости» была написана как способ скоротать часы во время путешествия Эразма в Англию, к Мору в 1509 году.

Сегодня «Похвалу Глупости» вполне можно назвать «международным супербестселлером эпохи Возрождения», ведь сразу после первой публикации в Париже в 1511 году она выдержала только во Франции 7 переизданий, а всего переиздавалась в разных странах при жизни автора более 40 раз. Сам Эразм, считавший свою блестящую по форме и содержанию сатиру не более чем забавным литературным пустяком, был немало поражен столь громким успехом.

Рисунок Ганса Гольбейна на полях издания «Похвалы глупости» 1515 года

В построенном в форме монолога произведении главной героиней выступает Мория (Глупость), открывая читателю свои тайны, перечисляя заслуги, восхваляя саму себя и, главное, насмехаясь над многими «мудрецами». В рассуждениях о своем предназначении она затрагивает вопросы искусства, культуры, устройства общества и многие другие – и самое удивительное, что все они актуальны и сегодня.

Памятник Эразму в Роттердаме

Мы выбрали из знаменитой книги самые знаковые цитаты:

— Самая низкопробная дрянь всегда приводит толпу в восхищение, ибо значительное большинство людей заражено глупостью.

— Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде, в грязи и в небрежении, повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают.

— В человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков.

— Война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами.

— Поистине, два великих препятствия стоят на пути правильного понимания вещей: стыд, наполняющий душу, словно туман, и страх, который перед лицом опасности удерживает от смелых решений. Но глупость с удивительной легкостью гонит прочь и стыд, и страх.

— Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, — что может быть ближе к глупости?

— Тем и отличен от дурня мудрец, что руководствуется разумом, а не чувствами.

— Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?

Лента

Рекомендуем посмотреть