Жансем: армянская судьба французского художника - RadioVan.fm

Онлайн

Жансем: армянская судьба французского художника

2019-03-26 21:08 , Культура, Шоу бизнес, 2188

Жансем: армянская судьба французского художника

Французский художник армянского происхождения Жан Жансем (Ованес Семерджян) – один из самых востребованных художников нашего времени. Его имя – настоящий бренд. Жансем остается последовательным проводником национальной исторической памяти, которую он привносил в изобразительное искусство на протяжении всей своей жизни.

Сегодня его произведения легко узнаваемы и хранятся в крупных музеях мира, их также активно раскупают коллекционеры.

Ованес Семерджян родился в семье прядильщика шелка (1920 г.) в городе Селез, Турция , откуда семья Семерджян эмигрировала в Грецию, спасаясь от резни. Жили они там очень бедно: из-за нехватки еды и средств, болезнь забрала отца. Оставшись в семье за главного, мальчик подрабатывал подмастерьем. Он работал не покладая рук, чтобы получить хоть какие-то крохи на еду и оплату жилья.

Однако, не соблюдая осторожности, Ованес сломал ногу и оказался в тяжелом состоянии. Греческие врачи не давали никаких надежд на выздоровление Ованеса, они говорили, что нужно принять срочные меры, чтобы не оставить мальчика без ноги. Во избежание ампутирования, мать верила, что есть другие методы лечения единственного сына и переехала с ним в пригород Парижа, Иси ле Мулино. Там подростку оказали необходимую помощь и предотвратили ампутацию.

С самого детства художника преследовали тяжелые воспоминания о пережитых в детстве страшных событиях. Безмерное чувство одиночества и боли можно заметить в его картинах из-за обилия холодных тонов и красок.

«В моем детстве все мальчики играли в жестокие игры, часто избивая друг друга. Я же вечно сидел где-нибудь в углу, рисовал или читал книгу. По словам моей матери, я был спокойным мальчиком. Она говорила, что я никогда не смеялся после того, как мы покинули родную деревню», - говорил Жансем, - «Я помню запах дыма...Спасаясь, многие бросались в воду, а на лодках добирались до родных мест...Мы тоже бежали с греками в Салоники. Помню – море было зеленым, небо красным, с лодок свисали руки, кругом же были кровь, огонь и пламя. Возможно, я получил некую травму, но так как люди особо не задумывались об этом, они просто говорили: он грустный мальчик».

Ованес оставался грустным до того как переехал с матерью во Францию. По его словам, общаясь с французами и выражая любовь к живописи, его жизнь изменилась, и он стал другим. Рисовать он начал еще в детстве.

«В отличие от других детей, которые теряют интерес к рисованию в 11-12 лет, я продолжал рисовать. Для меня холст – это белая поверхность, где можно передать все состояние души и быть одновременно свободным от своих мыслей», - говорил Жансем.

Свободная академия Монпарнаса стала первой профессиональной школой Ованеса, где он учился вплоть до 1936 года. Двумя годами позже, он закончил парижскую высшую школу декоративного искусства, и в течение нескольких лет оттачивал свое мастерство в мастерской Сабатье.

«Иногда мне казалось, что нужно быть очень наивным, чтобы всю жизнь садиться перед холстом и размазывать на нем краски, стараясь что-то выразить. Но я люблю это дело, и получается у меня довольно-таки неплохо», - скромничал Жансем.

В 1944 году была организована его первая выставка, прошедшая с молниеносным успехом. А в начале 50-х, Жансем удостоился нескольких премий во Франции и в других странах Европы. Это привело его к избранию президентом салона молодых художников, где он выступил с персональными выставками в Париже, Нью-Йорке, Чикаго, Лондоне, Токио, Риме, Брюсселе, Лозанне, Бейруте,и еще во многих городах и странах. Так он приобрел себе славу и имя под псевдонимом «Жансем».

Среди творений Жансема, можно найти цикл работ карнавалов, театральные действия, артистов, которые он собирал в некую «венецианскую» среду.

«В свое время я очень любил гулять и проводить много времени вне дома. В середине 60-х во Франции царило общее сумасшествие и жизнь мне казалась карнавальной», - рассказывал Жансем.

Но даже в этих работах всегда присутствует драма жизни, доходящая временами до подлинной трагедии. В работах Жансема, персонажи изображены с незабываемой тоской в глазах и душевным страданием, несущие отпечаток его детских воспоминаний. Возможно, именно поэтому французские теоретики называли его мизераблистом – художником отверженных.

Армению Жан Жансем впервые посетил в 1973 году. После впечатлений от своего визита на родину , он написал множество картин. Среди них «Голубой геноцид», «Эпизод резни», «Беженцы», «Уныние», «Насилие» и другие работы, которые возвращают художника вновь и вновь, в те сложные для него времена. В итоге появляется целый цикл из 34 картин, объединенных под общим названием «Геноцид». В 2001 году приехав в Армению вновь, в знак уважения и памяти к погибшим, он подарил их Музею Геноцида армян.

«Очень сложно выразить национальную трагедию через искусство. На протяжении нескольких лет, по рассказам матери я провел через себя всю трагедию пережитого, долго переосмысливал и, наконец, позволил себе начать работу над картинами. Тема геноцида – это проблема, которая до сих пор живет во мне», - говорил Жансем.

Жан Жансем умер 27 августа в 2013 году. Перед смертью, он часто задавался вопросом, почему он всю жизнь прожил во Франции, если он не француз ни сердцем и не душой. Возможно, ответ кроется в самом страшном для нас слове – геноцид. Именно по этой причине он, как и многие другие жертвы оказался вдали от родины.

Источник – Barev.today.

Лента

Рекомендуем посмотреть