Весь мир — гостиница, Дживан! А люди — зыбкий караван! Немного Об ашуге Дживани - RadioVan.fm

Онлайн

Весь мир — гостиница, Дживан! А люди — зыбкий караван! Немного Об ашуге Дживани  

2019-05-01 20:35 , Немного О..., 4794

Весь мир — гостиница, Дживан! А люди — зыбкий караван! Немного Об ашуге Дживани

Дживани – Серовбе Левонян, родился в 1846г. в селе Карцах (Карзах) Джавахка – одном из каменных и богатых населенных пунктов Ахалкалакского района.

Будущему ашугу было всего шесть лет, когда он лишился родителей, тяжким грузом легла на его душу горечь и тоска сиротской доли. Опеку над ним берет дядя, и делает все возможное, чтобы юноша, мечтавший об учебе, смог получить образование, обучаясь в сельской приходской школе.

Песня и народный фольклор еще с малых лет влекли Дживани, постоянно увлекая егок ашугу-односельчанину Кара Казару, известному также под именем Сиай. Именно этот ашуг и знакомит его с элементарными канонами ашугского искусства, «приводит» к народной песне, к Саят Нова, к творчеству которого юный Дживани проявляетбольшой интерес.

Кара Казар помог Дживани научиться играть на скрипке и Кяманче, усвоить ритмичность ашугского стихосложения и принципы мелодичности.

В 1867г. 21-летний молодой человек увлекается искусством одного из известных ашугов того времени, Сагаю, приехавшего в Карцах на гастроли, зачарованно слушает его, а затем вместе с ним едет в Тифлис, бывший в то время своеобразным центром ашугов, родиной приобретающих известной соревнований ашугов – меджлисов.

Оказавшись в Тифлисе, Дживани получает возможность познакомиться с колоритом города, его людьми, представителями разных национальностей,тем самым обретаябогатое воображение и восприятие. Он работает в кафе одного ванского армянина, поет там, исполняя как песни уже известных ашугов, так и свои собственные произведения. В Тифлисе он видит также несправедливость жизни, социальную эксплуатацию, которые здесь были более ярки, выпуклы. Все это и ложится в основу его творчества.

«Ни одной своей песни ашуг Дживани не написал на пустом месте – всегда была какая-то причина, потребность, жалоба на изменяющиеся условия жизни», – писалвидный эстет и искусствовед Гарегин Левонян, сын Дживани.

Всего год пробыв в Тифлисе, Дживани принимает предложение владельца кафе, александропольца Талоенца и уезжает в Армению.

Талоенк – Ованес и Карапет Таляны, были любителями песни и музыки. Будучи сыновьями ашуга Кямали, перебравшегося из Карса в Александрополь, они имели в центре города свое ставшее знаменитым кафе, где собирались известные в то время ашуги и извозчики, торговцы. Из рода Талянов вышли ашугиДжамали и Шерам, бесподобный исполнитель армянской песни Шара Талян.

Александрополь, где Дживани прожил с 1868 по 1895гг., оставил глубокий след в его жизни, обогатил его мировоззрение, стал родиной многочисленных его произведений.

Для приехавшего из Тифлиса в Александрополь Дживани этот город стал той благодатной творческой ареной, которой и предстояло быть обновленной армянской национальной ашугской школе с высоким взлетом городской песни.

Кафе Тальянов давало дыхание и душу многим, потому здесь собирались ашуги Малул, Сазаин, Джамалин, Физаин, Фахрат, Пайцарен, другие, уже в 1880-х годах избравшие Дживани варпетац варпетом (мастером мастеров) – устабаши.

Здесь Дживани советовал всем ашугам создавать армянские песни. Современники свидетельствуют, что Дживани в этом деле содействовал великий армянский писатель Казарос Агаян, который в то время учительствовал в Александрополе.

В Александрополе Дживани совершенствует свое творчество – помимо языковой составляющей песен, постепенно сосредотачивает внимание на создании мелодий. Традиционные ашугские мелодии исполняли роль своеобразного шаблона. Так, его известнейшая «Хелки ашецек» является классическим примером ашугской мелодии. Между тем «Ес ми цар ем цирани» обладает самобытной аранжировкой.

В Александрополе Дживани создает многие из своих патриотических песен, прибегая к применению новых просодических конструкций. Идея патриотизма – с самым широким тематическим и содержательным охватом, – является одним из краеуголных камней творчества Дживани. Национально-патриотические песни составляют значительную часть его богатейшего творческого наследия.

В Александрополе Дживани создает свой оркестр из 25 человек, с которым выступает как в этом городе, так и в Дербенте, Махачкале, Ростове, Харькове и др. В его репертуаре, помимо собственных произведений, нашли место также произведения Саят Нова, Мискин Бурджи, Ширинаи других. Чтобы улучшить положение своей семьи, Дживани в 1895 году уезжает из Александрополя и поселяется в Тифлисе, где живет тяжелой, труднейшей жизнью.

В Тифлисе ашуг сближается с видными представителями армянской художественной жизни, заводит дружбу с Ованесом Туманяном.

Творчество Дживани более разнообразно, разносторонне, чем творчество его современников. Он является автором, по разным источникам, от 800 до 1000 произведений. Дживани был хорошо знаком с армянской литературой XIX века, которая и оказала сильное влияние на его творчество. Его поэзия характеризуется особенной чистотой армянского языка; поэт избегает характерные для других ашугов частые заимствования из других языков (таких как фарси, арабский или турецкий).

В своих песнях Дживани описывал нищету и бесправие («Крестьянская жизнь», «Рабочий» и др.), осуждал угнетателей, изображал борьбу армянского народа против иноземцев, воспевал братство народов. Для многих песен Дживани («В эту ночь», «Как дни зимы», «Серна», «Холостяк и женатый», «Простак-воробей») характерны приёмы традиционной восточной поэзии. Многие песни Дживани стали народными («Мать», «О, красавица», «У родника» и др. В период с 1870 по 1890 годы на смену лирическим, романтичным произведениям характерным для ашугов, в творчество Дживани приходят песни сопротивления и социального протеста, ироничные, обличительные и сатирические.

Одним из наиболее известных и исполняемых произведений Дживани является песня Կուգան ու կերթան («Придут и уйдут») написанная в 1892 году.

Оригинал на армянском Перевод В. Я. Брюсова

… Կուգան ու կերթան …… Придут — уйдут …

Ձախորդ օրերը ձմռան նման կուգան ու կերթան,

Վհատելու չէ, վերջ կունենան, կուգան ու կերթան.

Դառն ցավերը մարդու վերա չեն մնա երկար,

Որպես հաճախորդ շարվեշարան կուգան ու կերթան։

Փորձանք, հալածանք և նեղություն ազգերի գլխից

Ինչպես ճանապարհի քարավան կուգան ու կերթան,

Աշխարհը բուրաստան է հատուկ, մարդիկը ծաղիկ,

Ո~րքան մանուշակ, վարդ բալասան կուգան ու կերթան։

Ոչ ուժեղը թող պարծենա, ոչ տկարը տխրի,

Փոփոխակի անցքեր զանազան կուգան ու կերթան,

Արևը առանց վախենալու ցայտում է լույսը,

Ամպերը դեպի աղոթարան կուգան ու կերթան։

Երկիրը ուսյալ զավակին է փայփայում մոր պես,

Անկիրթ ցեղերը թափառական կուգան ու կերթան.

Աշխարհը հյուրանոց է, Ջիվան, մարդիկը հյուր են,

Այսպես է կանոնը բնական, կուգան ու կերթան։

Как дни зимы, дни неудач недолго тут: придут — уйдут.

Всему есть свой конец, не плачь! Что бег минут: придут — уйдут…

Тоска потерь пусть мучит нас; но верь, что беды лишь на час:

Как сонм гостей, за рядом ряд, они снуют: придут — уйдут

Обман, гонение, борьба и притеснение племён,

Как караваны, что под звон в степи идут: придут — уйдут.

Мир — сад, и люди в нём — цветы! но много в нём увидишь ты

Фиалок, бальзаминов, роз, что день цветут: придут — уйдут.

Итак, ты, сильный, не гордись! итак, ты, слабый, не грусти!

События должны идти, творя свой суд: придут — уйдут.

Смотри: для солнца страха нет скрыть в тучах свой палящий свет,

И тучи, на восток спеша, плывут, бегут: придут — уйдут.

Земля ласкает, словно мать, учёного, добра, нежна;

Но диких бродят племена, они живут: придут — уйдут…

Весь мир — гостиница, Дживан! А люди — зыбкий караван!

И всё идет своей чредой: любовь и труд, — придут — уйдут.

Выступив последний раз в 1908 году, в 1909-м Дживани завершает свой жизненный путь.

Он похоронен в Пантеоне Ходживанка в Тбилиси.

Каждый год, в первый субботний день июля, в селе Карцах празднуют ставший традицией день ашуга Дживани .

Для присутствия на празднике, посвященному Дживани, в родное село ашуга, в Карцах, приезжают любители и почитатели песен Дживани из Армении, Грузии и России.

Праздничное торжество проходит на холме близ деревни.

Материал подготовила: Марина Галоян

В статье использован материал Левона Мутафяна.

Лента

Рекомендуем посмотреть