Онлайн

История одного шедевра: «Лунная соната» Бетховена – тоска неразделенной любви, мука потери слуха величайшего композитора  

2019-10-19 23:25 , История Одного Шедевра, 1924

История одного шедевра: «Лунная соната» Бетховена – тоска неразделенной любви, мука потери слуха величайшего композитора

В одной из наших прошлых публикаций мы рассказали о том, кому же на самом деле посвящена самая трогательная пьеса Людвига ван Бетховена - «К Элизе», которая на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки, а также входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира. В сегодняшней публикации мы расскажем о другой – не менее известной и выдающейся – работе гениального композитора.

Уникальный музыкальный талант Людвига ван Бетховена сочетался в нем с неуживчивым угрюмым характером, из-за чего с ним всегда приключались неприятные истории. Он был замкнутым, нелюдимым и чересчур прямолинейным, поэтому редко вызывал в ком-то теплые чувства. Не везло композитору и в отношениях с женщинами, но благодаря одной из них появилось гениальное музыкальное произведение – «Лунная соната».

Музыкальным талантом обладали в их семье и дед, и отец. Ежедневными занятиями музыкой Людвиг обязан честолюбию отца – заметив у сына природные способности, он запирал его в комнате с клавесином, в надежде, что сын превзойдет Моцарта. Мальчик занимался по 7-8 часов в день. В результате в 8 лет он уже дал свой первый концерт в Кельне. Семья жила в нужде, и Людвиг не окончил школу, так как вынужден был работать. Он много читал, но с правописанием и с арифметикой у него были серьезные проблемы. До конца своих дней он так и не научился умножать.

У Бетховена было множество странных привычек. Например, прежде чем приступить к сочинению музыки, он опускал голову в таз с ледяной водой. Он любил кофе и варил его строго из 64 зерен. Композитор всегда был небрежно одет и не причесан. Ом мог появляться на публике в мятой и грязной одежде, чем отпугивал окружающих.

Прямолинейность и резкость в общении с людьми иногда казались им невоспитанностью. Однажды во время его выступления один из гостей начал разговаривать с дамой. Бетховен тут же прервал выступление со словами: «Таким свиньям я играть не буду!». В пылу гнева он написал одному из сановных меценатов:

«Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случаю и происхождением; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи, Бетховен — один!».

Гете говорил о нем:

«Этот Бетховен – малоприятная и совершенно необузданная личность. Разумеется, человек он проницательный и умный, и трудно не согласиться с ним, когда он утверждает, что этот мир отвратителен. Однако я вынужден заметить, что присутствие в этом отвратительном мире господина Бетховена вовсе не делает мир более привлекательным».

Гайдн говорил, что музыка Бетховена настолько угрюма, мрачна и тревожна, «что на душе делается скверно и весьма неспокойно».

В 1796 г. Бетховен начинает терять слух – воспаление внутреннего уха приводит к постоянному звону в ушах и невосприимчивости к звукам внешнего мира. И без того угрюмый и замкнутый, композитор еще больше замыкается в себе. По совету врачей он поселился в маленьком городе, но покой и тишина не препятствовали развитию болезни. Именно в эти годы он создает свои самые знаменитые произведения.

Ужас от прогрессирующей глухоты отступил, когда в Вене Бетховен встретил 17-летнюю итальянскую аристократку Джульетту Гвиччарди. 30-летний композитор влюбился и убедил себя в том, что девушка отвечает ему взаимностью.

Джульетта Гвиччарди

«Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною», - писал Бетховенв письме Францу Вегелеру 16 ноября 1801 года

Она брала у него уроки игры на фортепиано до тех пор, пока не завела роман с 18-летним посредственным композитором Венцелем Галенбергом. Вскоре она вышла за него замуж и уехала в Италию. Именно ей Бетховен и посвятил «Лунную сонату».

В марте 1802 года соната № 14 — с посвящением Джульетте — была опубликована в Бонне. А «Лунной» соната стала через пять лет после смерти Бетховена – ее так назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, сравнив это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».

Через несколько лет Джульетта снова приехала в Австрию и пришла к Бетховену просить помочь ее обедневшей семье. Он дал ей денег, но просил больше никогда его не беспокоить. До самой смерти он оставался одиноким. Тоска неразделенной любви, мука потери слуха — все это выразил композитор в «Лунной сонате».

«Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень естественно обратился в мавзолей. Для такого человека, как Бетховен, любовь не могла быть ничем другим, как надеждою загробною и скорбью, душевным трауром здесь на земле», - так высказался о сонате русский композитор и музыкальный критик Александр Серов.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть