История одного шедевра: «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера – картина, хранящая не один секрет - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера – картина, хранящая не один секрет

2019-12-15 19:45 , История Одного Шедевра, 11699

История одного шедевра: «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера – картина, хранящая не один секрет

Даже если вы не знаток искусства, как минимум, одну картину голландского художника Яна Вермеера вы точно знаете, если видели фильм «Девушка с жемчужной сережкой» со Скарлетт Йоханссон и Колином Фертом в главных ролях. А это уже «одна тридцатьчетвёртая» часть наследия художника. Ян Вермеер не был очень плодовитым, но считается величайшим живописцем Золотого века голландской живописи. И сегодня исполняется 387 лет со дня его рождения.

Мужчина на картине «У сводни» — предполагаемый автопортрет 24-летнего Вермеера

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о создании самого знаменитого шедевра художника, рассмотрим его биографию.

Церковные книги утверждают, что Ян Вермеер (он же Вермеер Дельфтский) родился в 1632 году в городке Делфт неподалеку от Гааги в Нидерландах, в семье торговца. Информации об обучении Яна где-либо нет. Но известно, что в 1653 году он был принят в гильдию Святого Луки как торговец искусством. А принятию в гильдию должны были предшествовать шесть лет обучения у одного из мастеров той же гильдии.

Ян Вермеер. У сводни. 1656г

Спустя несколько месяцев после принятия Вермеера в гильдию, он женился на Катарине Болнес, хотя ее родители поначалу препятствовали браку католички и кальвиниста. У пары было 15 детей, четверо из них умерли еще в младенчестве.

Живопись, очевидно не была основным источником дохода большой семьи, так как Вермеер писал не более двух картин в год. У него были богатые заказчики-меценаты, которые ждали картин долго, а платили за них много.

При этом Ян Вермер был авторитетным оценщиком живописи. Он был одним из экспертов, которых пригласили установить подлинность коллекции римских и венецианских полотен, которые курфюрст Бранденбурга Фридрих Вильгельм I собирался купить за 30 тысяч гульденов. Ян Вермеер заявил, что полотна поддельные, и вся коллекция стоит не более 3 тысяч гульденов.

Ян Вермеер. Бокал вина. 1661г

Авторитет Яна Вермеера распространялся и на гильдию Святого Луки. Дважды он занимал должность ее декана, что и в его обязанности входило регламентировать деятельность всех художников региона, так как в XVII веке любой художник и ремесленник обязан был состоять в гильдии.

Но к концу жизни Яна Вермеера (а прожил он всего 43 года) его материальное положение значительно ухудшилось. В 1672 году началась война с Францией, и торговля живописью приносила одни убытки. Искусствоведы допускают, что именно из-за нервных переживаний и стыда за угрожающую нищету Ян Вермеер заболел и скоропостижно умер в 1675 году. Его жена Катарина вынуждена была отказаться от наследства в пользу кредиторов.

Ян Вермеер. Женщина, держащая весы. 1664г

Художественное наследие Яна Вермеера не впечатляет количеством, но достойно презентует Золотой век голландской живописи. Доподлинно известно лишь 34 картины Яна Вермеера. Об авторстве ещё нескольких продолжаются споры.

После смерти имя художника Вермеера было незаслуженно забыто. Вновь о нём вспомнили лишь в ХХ веке. Начались поиски утраченных картин, не обошлось из без фальсификаций.

Сегодня работы Яна Вермеера хранятся в музеях с мировыми именами – в Рейксмузее (Амстердам), в Маурицхёйс (Художественная галерея Гааги), в Галерее старых мастеров (Дрезден), в Старой Национальной галерее (Берлин), в Метрополитен-музее и в Коллекции Фрика (Нью-Йорк), в Национальной галерее искусств (Вашингтон), в Лувре, в Лондонской национальной галерее и в некоторых частных коллекциях.

Такая популярность однажды привлекла и воров. В марте 1990 года преступники, переодевшись полицейскими, украли из Музея Изабеллы Стюарт в Бостоне 13 полотен, среди которых был «Концерт» Яна Вермеера (1670-1672). Картину так и не нашли, и сегодня её оценивают в 100 миллионов долларов.

Ян Вермеер. Концерт. 1670-1672гг

«Девушка с жемчужной сережкой»

«Девушка с жемчужной сережкой» - одно из самых известных творений Яна Вермеера. Эта картина вошла в историю мировой живописи как «северная Мона Лиза»: безымянная девушка не уступает в красоте и загадочности именитой Джоконде. Главный вопрос, который волнует искусствоведов уже на протяжении более 300 лет: кто же изображен на полотне?

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой, ок. 1665г

Предполагается, что картина была написана в 1665 году. Живой интерес к ней проявился после одноименного бестселлера, написанного под впечатление от картины, современной американской писательницей Трейси Шевалье и особенно после того, как в 2003 году история, рассказанная в книге, была экранизирована.

Девушка с жемчужной сережкой: знаменитая картина Вермеера и кадр из одноименного фильма

После выхода книги и фильма на теме того, кем же была загадочная героиня картины, стали активно спекулировать. Выдвигались предположения, что это дочь или любовница художника. Однако сказать достоверно – сложно. Ведь даже о жизни самого Яна Вермеера известно совсем немного.

Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой»

Картины Вермеера отличаются тем, что он рисовал женщин в домашних интерьерах и не перенасыщал композицию деталями. Кроме того, он всегда оставлял интригу: каждый зритель невольно задумывается, что же хочет сказать девушка?

Сам живописец, как и его коллеги-современники, не давал названий своим произведениям. Обычно это делали стряпчие, составляя реестр имущества клиентов. Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «два трони в турецком стиле» (трони – портреты-фантазии). Одним из них, скорее всего, была эта работа. Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки».

В 1881 году картину купил на аукционе всего за 2,3 гульдена некий коллекционер, после смерти которого она попала в Маурицхёйс. В 1995 году, перед подготовкой к ретроспективе Вермеера в Вашингтоне, полотну и дали его сегодняшнее название Meisje met de parel (Girl with Perl Earring).

Вермеер создал картину приблизительно в 1665 – 1667 годах. Как уже упоминалось, это «трони», то есть не заказной портрет конкретной личности, а студийная фантазия, изображающая анонимную модель с необычным выражением лица или, как в данном случае, в странном костюме. Так что мы не знаем, кто позировал художнику. Есть предположение, что это его старшая дочь Мария, которой на тот момент исполнилось 12 – 14 лет, хотя героиня портрета выглядит несколько старше. Вряд ли художник умышленно прибавил своему ребенку лет десять, ведь на картине и так присутствует изрядная доля фантазии: тюрбан, сережка… Кстати, у Марии была подруга, дочь мецената Рюйвена, покровительствовавшего Вермееру. Эта юная особа тоже могла оказаться героиней портрета. Но девочки были ровесницами, так что их шансы оказаться в роли модели примерно равны. Вторая догадка — на картине Вермеер изобразил свою жену, Катарину Болнес. Но и в этом случае возраст героини снова вызывает сомнение. Действительно, художник часто приглашал красавицу-жену стать моделью. Считается, что Катарина позировала для картин «Женщина, держащая весы» и «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Однако ко времени написания «Девушки в тюрбане» жена художника уже не была столь юна, как героиня портрета.

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой, фрагмент

И вокруг украшения – жемчужной серьги – героини портрета развернулись нешуточные споры. Некоторые исследователи указывают на его маловероятные размеры и странный блеск, словно оно сделано из металла или окрашено металлической краской. В XVII веке крупные жемчужины были редкостью и оказывались у самых богатых людей планеты. Но были довольно широко распространены более дешевые стеклянные перлы, обычно из Венеции. Их делали из стекла, которому придавали матовость. Вполне возможно, считает ряд искусствоведов, что у девушки именно такая жемчужина ручной работы.

Несколько лет назад – в 2014 году, голландский астрофизик и художник-любитель Винсент Ике написал в журнале New Scientist: «…главные сомнения вызывает отражение белого воротника в нижней части бусины. Если это жемчужина, то она состоит из тонких слоев кальцита, которые рассеивают и преломляют свет разной длины. Это создает знаменитый мягкий белый — жемчужный — блеск. Вместо этого мы видим яркий блик в левой верхней части украшения и отражение фрагмента одежды внизу…». Профессор Ике полагает, что серьга изготовлена из «серебра или, возможно, полированного олова».

В ответ галерея Маурицхёйс, в которой и сегодня находится знаменитая картина, опубликовала следующее: «Статья Винсента Ике подтверждает то, что мы писали о «Девушке с жемчужной сережкой» Вермеера некоторое время назад… В музейном описании картины также упоминаются нереальные размеры жемчуга. Винсент Ике приходит к тому же выводу, но через иное понимание и изучение. Маурицхёйс с большим интересом воспринял его результаты. Это иллюстрирует то, почему голландские картины XVII века так интересны: на них все не то, чем кажется».

Но главный секрет притягательности картины – в очень точно продуманной композиции. На темном фоне девушка выглядит, как живая, ее рот приоткрыт, и каждый зритель пытается понять, что же она хочет мне сказать.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть