История любви, породившая шедевры: Микеланджело и Виттория Колонна – титан и колонна (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

История любви, породившая шедевры: Микеланджело и Виттория Колонна – титан и колонна (часть 2)

2020-01-15 20:39 , История любви, породившая шедевры, 1363

История любви, породившая шедевры: Микеланджело и Виттория Колонна – титан и колонна (часть 2)

Виттории Колонне посвящали стихи и прозу ее выдающиеся соотечественники, художники писали портреты, а правители городов наперебой старались заполучить «драгоценнейшее украшение» в свои владения. Об этом уже было рассказано в первой части публикации. Но в историю она вошла в первую очередь как муза Микеланджело и единственная дама — адресат его любовных стихотворений.

Титан и Колонна

Один из современников назвал Витторию «надвигающейся колонной, которая стоит посреди бушующего шторма». Тем самым подчеркнул не только ее талант объединять людей вокруг себя, но и то, что она устояла во времена инквизиции, несмотря на опасную репутацию лидера реформистского движения. Виттория встала на сторону тех богословов, которые выступили против жесткой схоластики в официальной церкви: многие из них погибли на костре, другие бежали. Колонна осталась жива, хотя находилась под наблюдением инквизиции. Микеланджело тоже считался нарушителем традиций, ибо многие его работы вызывали гнев церковников и подвергались цензуре. Словом, им было о чем поговорить.

Якопо дель Конте. Портрет Микеланджело. Ок. 1540 г.

Они познакомились в Риме в 1536 или 1537 году: Виттории — около сорока шести, Микеланджело — за шестьдесят.

Вот что пишет об их отношениях биограф Микеланджело Асканио Кондиви: «Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе Пескара. До сих пор хранит он множество ее писем, наполненных самого чистого, сладчайшего чувства. Сам он написал для нее множество сонетов, талантливых и исполненных сладостной тоски». Но не только: в одном из посланий Микеланджело раскритиковал ее за… любовь к украшениям. По его мнению, она не нуждалась в этом: «Ювелирные украшения, ожерелья, лесть, золото, пиршества и жемчуг! Кто воспринимает эту пустышку, когда она создает божественные вещи?».

Портрет Виттории Колонны. Флорентийская школа

По словам Джовио, Микеланджело был очарован гермафродитными чертами маркизы — «слегка мужским декором» — и «хотел бы преобразить свое тело в один глаз, чтобы в полной мере восхищаться ее внешностью».

Энрико Фанфани. Микеланджело читает стихотворения Виттории Колонне. XIX век

«Уникальный маэстро и мой самый необычный друг», — обращалась к Микеланджело Виттория в одном из писем. Об их переписке в прозе и стихах говорил и другой современник, Джорджо Вазари: «Бесчисленное их множество посылал он светлейшей маркизе Пескара и получал от нее ответы в стихах и в прозе, будучи влюблен в ее добродетели, равно как и она была влюблена в его добродетели, и много раз совершала она путь от Витербо до Рима, дабы навестить его». «Он очень любил маркизу Пескару», — подтверждал биограф Микеланджело Кондиви.

«У Виттории было сто три сонета в пергаменте, связанных вместе, которые она послала из Витербо», — сообщил 7 марта 1551 года Микеланджело в письме к своему племяннику Леонардо. Речь идет о посвященных ему поэтических посланиях, которые маэстро хранил как сокровище.

Микеланджело. «Христос на кресте». Создано для Виттории Колонны

Микеланджело выполнил для Виттории рисунки на тему «Распятия» в необычной для него манере (мягкий итальянский карандаш, характер туманного облака, общий дух возвышенности и покорности), а также сделал ряд ее портретных зарисовок. В литературе эти рисунки называются «Идеальная голова женщины», «Женщина», «Голова молодого человека». Хотя и были некоторые догадки относительно личности модели, Виттория на них до сих пор не идентифицирована: никаких доказательств, что изображена именно она, нет — только предположения.

Микеланджело Буонарроти. Портрет Виттории Колонны, 1550г

Микеланджело Буонарроти. Идеальная голова женщины. Предположительно – маркиза ди Пескара, 1525г

Принято считать, что Микеланджело испытывал к маркизе исключительно платонические чувства. Некоторые исследователи считают, что таким образом ему проще было «утолить свои бушующие желания, передав их святой Виттории Колонне, — женщине, чье целомудрие не угрожало его естественным гомосексуальным инстинктам» (намек на связь с молодым учеником Томмазо Кавальери и не только). Другие утверждают, что «благодаря Томмазо он окончательно постиг неоплатоническую теорию любви Марсилио Фичино, согласно которой «самоотверженная любовь по отношению к другой душе (в данном случае — к другому мужчине) помогает человеку приблизиться к Всевышнему».

Микеланджело. Портрет Томмазо Кавальери

Виттория и Микеланджело «встречались каждый день, вместе читали, посвящали друг другу сонеты и вели нескончаемые беседы о религии, поэзии, искусстве. Португальский художник Франсиско де Ольянда сохранил для потомства воспоминание об этих беседах в своих четырех «Диалогах о живописи», — писал исследователь Борис Виппер.

«Дух лишен плоти, а дружба не имеет пола», — считал Микеланджело, называя Колонну un uoma in una donna — «мужчина в женщине». Однако именно ей посвятил множество любовных сонетов, в том числе такой:

Знать, никогда святой не вспыхнет взор
Той радостью, с какой в него гляжу я.
Строг дивный облик, знаменуя,
В ответ улыбке, сумрачный укор.
Вот чаяньям любовным приговор!

Не может, видно, красота без края,
Свет без границ, что естеством своим
Враждебен навыкам моим,
Гореть со мной, одним огнем пылая.
Меж двух столь разных лиц любовь хромая,

Гневясь, спешит найти приют в одном.
Но как мне ждать ее к себе с дарами,
Когда, войдя в меня огнем,
Она течет в обратный путь слезами?

Их любовь-дружба продлилась десятилетие — вплоть до смерти Виттории в феврале 1547 года. «Он, со своей стороны, любил ее так, как он говорил, и его огорчает только одно: когда он пришел посмотреть на нее уже не живую, то поцеловал только ее руку, а не в лоб или в лицо. Из-за этой смерти он долгое время оставался рассеянным и как бы обезумевшим», — писал Асканио Кондиви о Микеланджело, который пережил Колонну на 17 лет.

Теобальд Рейнхольд фон Эр. Микеланджело у гроба Витории Колонны, 1872 г.

Когда моих столь частых воздыханий
Виновница навеки скрылась с глаз, —
Природа, что дарила ею нас,
Поникла от стыда, мы ж — от рыданий, —

писал Микеланджело.

«Смерть забрала у меня великого друга», — говорил он.

Сама Виттория, предчувствуя скорый уход, смерти не боялась: в мире ином, верила она, ее ждал супруг и бесконечное счастье божественной любви.

Любила жизнь бездумно я годами,
Меня пьянила слава, как вино,
Но зря — в беде увидев жизни дно,
К Творцу пришла обратно со слезами.

И помогло. Пишу теперь гвоздями
Его Креста, а не простым пером,
Чернила — Его кровь. Пою я лишь одно:
Горение Христовыми Страстями…

Герман Шнайдер. Виттория и Микеланджело у «Моисея», до 1894 г.

Но есть и такое мнение: создатели легенд «заставили Витторию Колонну сыграть роль Джульетты в жизненной драме Микеланджело, и это относит одну из самых влиятельных женщин эпохи Возрождения к простому объекту желания». Так считал британский биограф Микеланджело Джон Аддингтон Симондс, уверяя, что влияние Колонны на жизнь мастера значительнее, чем если бы она стала лишь его моделью или любовницей. «Она изменила его представление о религии, покровительствовала работе и служила одним из ближайших доверенных лиц», — говорят сегодня исследователи. Ведь была не просто донной, которая писала стихи, а свободной (в том числе, во взглядах) женщиной. Конечно, настолько, насколько могла быть свободна женщина эпохи Возрождения.

Эжен Делакруа. Микеланджело в своей студии, 1850г

После смерти Виттории Колонны Микеланджело испытывал чувство полного одиночества. «Я всегда один, и я ни с кем не разговариваю», — писал он племяннику.

Жюль Жозеф Лефевр. Описание вверху по центру: Diva Vittoria Colonna, ок. 1861 г.

Виттория не была долгожительницей — она не дожила до шестидесяти, но оказалась свидетелем и участником многих исторических событий того времени. Это дало повод Рами Таргофф, автору книги о Колонне, назвать ее «Форестом Гампом Ренессанса»: она стала не только первой женщиной, сочинения которой напечатали в Италии, но и первой дамой, которую посмертно судила инквизиция за реформаторские идеи, при том что Виттория всю жизнь была праведной католичкой.

По материалам artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть