Для армян музыка – это память, и в тяжелые времена Комитас говорит за весь народ: статья BBC, посвященная творчеству великого музыканта - RadioVan.fm

Онлайн

Для армян музыка – это память, и в тяжелые времена Комитас говорит за весь народ: статья BBC, посвященная творчеству великого музыканта

2021-10-24 16:23 , Культура, Шоу бизнес, 2728

Для армян музыка – это память, и в тяжелые времена Комитас говорит за весь народ: статья BBC, посвященная творчеству великого музыканта

Британское издание BBC Classical Music опубликовало обширную статью Майкла Черча о Комитасе, в которой нашел место и видеоматериал, на котором виолончелист Саак Аванесян играет «Крунк» Комитаса в храме Шуши, обстрелянном во время 44-дневной Арцахской войны.

«Кто величайший композитор Армении? Многие скажут, что Арам Хачатурян - о каком еще армянском композиторе слышал весь остальной мир? Но задайте тот же вопрос любому армянину, и вы, вероятно, услышите имя Комитаса», - такими словами предваряет автор свою статью.

Ниже представляем материал ВВС с незначительными сокращениями.

Кто же такой Комитас?

Комитас (как и Арам Хачатурян) был армянским композитором, хотя и другого рода. Наследие Комитаса скромное - 80 хоровых произведений и песен, аранжировки армянской мессы, несколько танцев для фортепиано, но все же армяне повсеместно считают его отцом-основателем их классической традиции. Как выразился Хачатурян с нехарактерной для него скромностью: «Музыка Комитаса – стилистическая чистота, ее язык такой возвышенный, что невозможно пройти мимо, невозможно не почувствовать ее близости или отказаться от ее влияния».

Чем Комитас известен?

Все армянские музыканты исполняют народные песни в обработке Комитаса или сами аранжируют собранные им песни. Когда армяне всего мира собираются 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, чтобы почтить память 1,5 миллиона своих соотечественников, убитых турками в 1915 году, они поют песни Комитаса. В запоминающемся ролике на YouTube, посвященном армяно-азербайджанской войне, разразившейся прошлой осенью, армянский виолончелист играет мелодию Комитаса в разрушенной армянской церкви. Для армян музыка - это память, и в тяжелые времена Комитас говорит за весь народ.

В течение короткого периода своей известности в Берлине и Париже - до того, как его поглотил Геноцид - одним из его самых горячих поклонников был Дебюсси, который после концерта Комитаса заявил, что на основе одной-единственной песни он заслуживает признания великого композитора. Примечательно, что и сегодня именитые пианисты благоговейно исполняют фортепианную сюиту Комитаса: Кирилл Герштейн, например, в настоящее время готовит двойной альбом, в котором он сочетает «Семь танцев для фортепиано» Комитаса с этюдами Дебюсси и сопоставляет поздние пьесы Дебюсси с песнями Комитаса. Как указывает Герштейн, оба композитора были глубоко затронуты крахом своих миров: Комитас – Геноцидом, Дебюсси – войной в Европе, и их музыка отражает близкую эмоциональную связь.

В то время, как для большинства музыкантов Комитас – своеобразная terra incognita, для тех, кто знаком с его творчеством, его наследие вспыхивает еще ярче. Это связано с тем, что Комитас, как первый этно-музыковед в мире, сделал для Армении то, что позже сделал Барток для Трансильвании, превратив простой народный материал в завораживающе сложную полифонию. И это также из-за драмы его жизни – трагичной и в то же время вдохновляющей.

Когда родился Комитас?

Согомон Согомонян, ставший известный под именем Комитас, родился в 1869 году в армянском христианском анклаве, жители которого подвергались систематическому притеснению со стороны османов - тем, кто мог говорить на языке своих предков, было запрещено делать это вне церкви. Отец Согомона, сапожник, пел и играл на лютне; его мать ткала ковры, сочиняла песни и писала стихи. Она умерла, когда Согомон еще совсем ребенком, а четыре года спустя скончался и отец. В памяти школьных друзей Согомон остался как одиноко бродящий по улицам «худой, истощенный, серьезный, добрый мальчик», который зимой приходил в школу голодным и замерзшим.

Его большим достоинством был поразительно красивый голос, который заметили, когда Согомону было 11 лет: он был записан певцом в хор Эчмиадзинской духовной семинарии – духовного центра армянской культуры. Там он блистал как исполнитель духовной музыки и турецких народных песен. В семинарии он начал изучение песен и танцев разных регионов, а также начал свои пожизненные поиски, чтобы задокументировать народную музыку, которая пронизывала все его детство.

Он уходил в поля, он слушал песни паломников, прибывших в Эчмиадзин, и начал гармонизировать эти песни для студенческого хора; он привлек своих сокурсников в качестве со-исследователей. Он также предпринял параллельные поиски, чтобы «взломать код», управляющий системой обозначений нотописи ранней Армянской церкви.

Кога Согомон Согомонян сменил свое имя на Комитас?

Как и всем жертвам разрушений, потерявшим свой дом, и ему требовалась опора. Он сделал Эчмиадзин своим домом и исполнял обязанности Вардапета («учителя»), безбрачного священника. По традиции, он выбрал себе новое духовное имя – Комитас, в честь Комитаса Агаеци, композитора-священника седьмого века.

Когда Комитас впервые опубликовал свои труды?

В возрасте 26 лет он издал свой первый сборник транскрибированной народной музыки «Песни Агна»: свадебные песни, песни о любви, колыбельные и танцы.

Это вызвало волнения в семинарии, консервативные члены которой сочли шокирующим, чтобы соблюдающий целибат священник пел и учил подобным вещам. Он переехал в более космополитичный город Тбилиси, затем уехал учиться в Берлин, где проявил себя как выдающийся ученый и вдохновенный хоровой дирижер. Вернувшись в Эчмиадзин, он создал полифонический хор и начал писать статьи, которые вошли в учебники истории. Теперь он проводил свои исследования в «промышленных масштабах», инструктируя своих учеников записывать песни, которые они слышали, когда возвращались в свои села; он проводил лето в армянских селах, наблюдая, как песни переплетаются с ритуалами жизненного цикла.

Таким вот образом «пойманные» тексты были прописаны во всей их импровизированной специфике; мелодии были даны со списками крошечных вариаций высоты тона и ритма; танцы были разбиты на определенные движения для каждой части тела. Спросите сельского жителя, который сочинил песню, говорил он, и вам назовут имя местной звезды; спросите эту звезду, и он либо назовет вам другое имя, либо пожмет плечами. «Все крестьяне в той или иной степени умеют сочинять», - заявлял он. - Природа – их непогрешимая школа».

В первые несколько лет ХХ века известность Комитаса резко возросла благодаря его харизме дирижера и лектора. Он жил аскетично, спал на полу без матраса и подушки и подписывал свои хоровые аранжировки «обработано Комитасом Вардапетом», а не с «сочинено», что было бы, конечно, точнее.

Комитас и политическая ситуация

Чтобы избежать замкнутого пространства Эчмиадзина, в 1910 году он принял приглашение создать армянский хор в Константинополе, несмотря на то, что он направлялся в самое сердце империи, которая всего год назад допустила резню тысяч армян. Но и здесь он столкнулся с консервативными армянскими священнослужителями, которые пытались помешать его выступлениям, донеся на него турецкой тайной полиции.

Политика теперь подступала все ближе и ближе. Младотурки, чьи цели заключались во внедрении законов шариата и тюркской расовой чистоте, злобно продвигались вперед и были полны решимости урегулировать то, что они называли «армянским вопросом». Было объявлено чрезвычайное положение, и всем армянам Османской империи было приказано сдать «оружие», в том числе кухонные ножи, в то время как на улицах разжигались народные антиармянские настроения.

Наблюдая за полными вражды демонстрациями из своего окна, Комитас находил утешение в работе и с необычайной продуктивностью публиковал сюиты свадебных и гадательных песен, а также шесть сюит крестьянских песен. Он также создал еще один хор, взломал код древней армянской церковной нотописи и сделал наброски для того, что могло бы стать первой в истории армянской оперой.

Почему Комитас оказался в тюрьме?

24 апреля 1915 года геноцид начался с ареста 2345 известных армян, подозреваемых в «разжигании националистских настроений»: депутатов парламента и юристов, врачей и журналистов, ученых и музыкантов, включая самого Комитаса. Их посадили в повозки, запряженные волами, и без еды и воды отвезли в тюрьмы, расположенные в отдаленных сельских районах.

Из 291 человека, оказавшихся в одной группе с Комитасом, выжили только 40 – остальные были либо убиты, либо умерли от голода. Сам он был спасен благодаря загадочной телеграмме из Министерства внутренних дел (предположительно, напутственной американским послом Генри Моргентау, одним из его поклонников); он узнал о своем освобождении, когда проводил мессу для своих заключенных единоверцев.

Как и где умер Комитас?

Вернувшись в Константинополь, он обнаружил, что его дом разграблен, а весь архив уничтожен. Это, а также шок от зверств, свидетелем которых он стал, перевернули его мозг: посттравматическое стрессовое расстройство сделало его немым. После периода пребывания в турецком приюте его отправили на лечение в Париж – в психиатрическую клинику, где спустя 17 лет он и скончался, не сумев побороть свой недуг.

Каково наследие Комитаса?

«Трудно объяснить уникальность армянской народной музыки иностранцам, особенно европейцам», - писал Комитас. - Наши народные песни и танцевальные песни ... отражают совершенно другой пыл, другие чувства и иное значение, нежели в иных восточных традициях». Как и Мусоргский, он поставил условие, что исполнение его обработок должно оставаться верным ритмам речи. И, как и Барток, он не собирал песни в городах, потому что, по его мнению, настоящая армянская традиция могла быть найдена только в крестьянской среде. Армянские крестьяне не имели представления об авторской песне, о музыке как таковой. Комитас прекрасно понимал, что с отмиранием старых обычаев исчезнут и связанные с ними песни.

Тем не менее, благодаря YouTube мы можем послушать, как он поет некоторые из своих находок в сопровождении фортепиано и скрипки. В его голосе есть сдержанное, но выразительное вибрато, длинные ноты округлены тонким орнаментом. Послушать трехчастные хоровые версии, которые он сделал из этих монофонических песен, - значит понять, почему Дебюсси так восхищался им. По своей сложной полифонии они представляют собой миниатюрные шедевры, включающие в себя крики, смех и все звуки деревенской жизни и, следовательно, надежду и печаль сообщества, находящегося под постоянной угрозой насильственного уничтожения.

Комитас не оставил после себя школы композиции, но бросил вызов, который музыканты всего мира стремились принять, создавая собственные аранжировки из собранных им мелодий. Сюда входят семь коротких танцев, каждый из разных регионов Армении, из которых он создал небольшую сюиту, которая является его единственным сольным фортепианным сочинением. Строгие, но наводящие на размышления, эти миниатюры напоминают инструменты, на которых изначально должны были исполняться танцы: флейта - «погх» (которой Комитас иллюстрировал свои лекции), барабаны «дхол» и «дап», зурна с двумя язычками и дудук из абрикосового дерева – гобой, скорбная красота которого считается квинтэссенцией армянской души.

Перевод — Радио Ван

Лента

Рекомендуем посмотреть