История одного шедевра: «Корзина с фруктами» Караваджо – самый знаменитый и, вероятно, первый подобный натюрморт в европейской живописи - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Корзина с фруктами» Караваджо – самый знаменитый и, вероятно, первый подобный натюрморт в европейской живописи

2022-01-20 20:13 , История Одного Шедевра, 1781

История одного шедевра: «Корзина с фруктами» Караваджо – самый знаменитый и, вероятно, первый подобный натюрморт в европейской живописи

Микеланджело Меризи де Караваджо – известный итальянский живописец XVII века, который прославился своим реформаторским вкладом в искусство. Он считается основателем реализма и бытового жанра в живописи. На ранних этапах творчества Микеланджело давал волю своему гению, рисуя с натуры уличных мальчишек, бродяг, торговцев. Так появилось полотно «Шулеры», которое современными искусствоведами считается первой ласточкой в жанре бытовой живописи. Мастеру удалось потрясающим образом отобразить динамизм карточной игры, тщательно прорисовать характеры игроков, несмотря на небольшой опыт рисования. В настоящее время полотно находится в музее Кимбелл.

Картина «Корзина с фруктами», о которой сегодня и идет речь, – еще одно знаковое произведение художника Караваджо, стремившегося выйти за привычные рамки.

Микеланджело Меризи де Караваджо. Корзина с фруктами, 1596г

Караваджо написал «Корзину с фруктами» в конце XVI – начале XVII века (разные искусствоведы датируют ее 1596-м, 1598-м, 1601-м годами). Так или иначе, эту работу часто называют первым натюрмортом в европейской живописи. Первенство это не бесспорно – к примеру, Якопо де Барбари создал так называемый «мюнхенский натюрморт» гораздо раньше, но в принципе до начала XVII века изображения цветов, фруктов, дичи и пр. были лишь элементами портретов или жанровых сцен.

Якопо де Барбари. Натюрморт с куропаткой, латной рукавицей и арбалетным болтом, 1504г

Работа Караваджо соответствует названию жанра буквально. В этом натюрморте (от итальянского natura morta – «мертвая природа») художник показал умирание и конечность бытия всего живого. Верный своему принципу наблюдения за натурой, Караваджо с фотографической точностью воспроизвел червоточинки на боку яблока, подгнившие и сморщенные ягоды винограда, лопнувший перезрелый инжир, пожухлые и поврежденные насекомыми листья. Некоторые исследователи творчества Караваджо считают, что в этом полотне художник не только затронул тему быстротечности жизни и красоты, но также создал аллегорическое изображение церкви, в лоне которой есть и праведники, и грешники.

Корзина с фруктами, запечатленная на фоне гладкой стены, выглядит объемной и монументальной. Она стоит на столе, край корзины даже чуть выступает за кромку столешницы, и кажется, что сейчас корзина «упадет» с полотна. Этот прием – размещение объекта максимально близко к зрителю – Караваджо использовал во многих своих работах.

В начале XVII века «Корзина с фруктами» находилась в коллекции архиепископа Милана Федерико Борромео. Свое богатое собрание картин и скульптур в 1618 году архиепископ передал учрежденной им Амброзианской пинакотеке. Там знаменитый натюрморт находится и по сей день. Правда, долгое время «Корзину с фруктами» относили к нидерландской школе живописи, и только в начале ХХ века искусствовед и мастер атрибуции Роберто Лонги доказал авторство Караваджо.

В 1980-х в Италии была выпущена банкнота достоинством 100 тысяч лир. На одной стороне купюры размещен портрет Караваджо и фрагмент его картины «Гадалка», на другой – «Корзина с фруктами».

Микеланджело Меризи да Караваджо умер в 1610 году в городке Порто Эрколе и был похоронен на местном кладбище. Ровно через четыре столетия группа ученых отыскала могилу художника и идентифицировала его останки. В 2014-м прах Караваджо был с почестями перезахоронен. Установленный памятник украсили корзиной с фруктами.

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть